Абитуриенты выбирают нано
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Специалистов в области нанотехнологий начали готовить пять лет назад. Чему их учат и какое профессиональное будущее ожидает выпускников столь популярных сегодня у абитуриентов направлений, рассуждают профессора Уфимского авиационного технического университета (УГАТУ) Руслан Валиев и Игорь Александров
Как в Уфимском авиационном техническом университете организована подготовка специалистов в области нанотехнологий?
Руслан Валиев (Р.В.): Образование в области нанотехнологий – дело новое, каждый вуз сам решает, что нужно преподавать, на что делать упор. До сих пор нет согласованности даже в терминологии. В некоторых вузах зачастую используют термины, которые отличаются от употребляемых в международном сообществе. Сейчас много направлений в развитии наноматериалов, и они чрезвычайно разнообразны, что не может не отразиться на системе образования. Разным технологиям надо учить по-разному. Поскольку нанотехнологии многообразны, то без определённой специализации не обойтись.
В нашем вузе только идёт становление этого направления.
По специализации «физика наноматериалов и нанотехнологии» начали приём пять лет назад. Это небольшие группы – всего обучается 20 человек. По специальности «нанотехнологии», которую открыли четыре года назад, в 2010-м приём составил 25 студентов.
По данной тематике в Уфе часто проводятся мероприятия, например, состоялся Конгресс нанотехнологий с участием экспертов из 24 стран. Кроме того, мы начинаем работу с будущими абитуриентами ещё со школы: выступаем перед учениками, устраиваем экскурсии в университет, наши лаборатории. Поэтому интерес к этим направлениям очень большой. Конкурс один из самых высоких в университете – 10 человек на место.
Обучение в нашем вузе строится по такому принципу: сначала преподаются общие дисциплины, а дальше упор делается на конкретную область нанотехнологий. Для УГАТУ приоритетна тема деформационных технологий получения объёмных наноматериалов. Это достаточно развитая научная область, которая уже привлекла внимание учёных всего мира, и для наших студентов старших курсов она основная.
Какие кафедры и институты УГАТУ задействованы в процессе обучения студентов по нанотехнологическим специализациям?
Игорь Александров (И.А.): Это кафедры физики металлов и материаловедения, физики, нанотехнологий и другие подразделения. При этом используется уникальное нанотехнологическое оборудование Центра коллективного пользования (ЦКП). Там проводится также работа по созданию изделий из объёмных наноструктурных материалов методами электрохимии, руководит которой профессор Зайцев. Недавно он получил от «Роснано» поддержку проекта по серийному производству станков, которые позволяют проводить электрофизическую обработку материалов.
В рамках проекта будет готовиться документация учебно-методических комплексов и проводиться переподготовки инженерных кадров для производства таких станков. Но для того чтобы производить и обрабатывать объёмные наноструктурные материалы, надо, в том числе, знать, что это за материалы, каковы их свойства, какова структура. Этому студентов необходимо обучать. В этой работе задействован НИИ физики перспективных материалов и технологий (НИИ ПМТ), который полностью специализируется на объёмных наноматериалах. Более 50 сотрудников, включая аспирантов, ведут научную работу. Преподаватели разрабатывают оригинальные курсы лекций совместно со студентами и научными работниками.
Кроме того, в УГАТУ создан нанотехнологический центр. На сегодняшний день наша основная задача – объединить усилия всех трёх структур (ЦКП, НИИ ПМТ и нанотехнологического центра) для того, чтобы получить некий синергетический эффект, поднять исследования на новый уровень и подготовить специалистов, которые будут осваивать новые технологии.
Насколько активно вовлекаются в научную работу студенты?
И.А.: В обязательном порядке привлекаем их к научной работе, предоставляем доступ к уникальному оборудованию. Они знают, как получать объёмные наноматериалы, как исследовать и применять их в разных областях. Мы хотим, чтобы студенты в процессе обучения опирались на достижения научной школы УГАТУ, чтобы вовлекались в работу по различным проектам – как российским, так и международным. Некоторые учащиеся уже с первых курсов участвуют в этих проектах. Представляют результаты своих работ на различных конкурсах, получают медали, дипломы.
Ещё одно направление связано с проведением симпозиумов, посвящённых объёмным наноструктурным материалам. Мы организуем специальные секции для молодых исследователей. Там они учатся доносить до общественности свои результаты и могут наладить связи с учёными ведущих центров России и мира. Иностранцы проявляют интерес к кооперации с нами, приглашают наших молодых учёных, аспирантов на стажировку.
Накоплен большой опыт по обмену студентами и аспирантами с Австрией, Венгрией, Китаем, Польшей.
Наверное, этому способствовала работа международного научно-образовательного центра «Технологии получения и обработки объёмных наноструктурных материалов», который работает в УГАТУ?
И.А.: Конечно. Этот центр был создан около четырёх лет назад по проекту Минобрнауки. Со стороны Австрии в нём участвовал Венский университет, с российской – УГАТУ и Институт машиноведения им. А. А. Благонравова РАН.
В рамках совместного проекта занимались разработкой объёмных наноструктурных материалов. Особое внимание уделялось фундаментальным вопросам, связанным с интенсивной пластической деформацией, рентгеноструктурными исследованиями. Наиболее активно работали первые полтора года, пока действовала программа Минобрнауки. Шаг за шагом налаживали контакты с иностранными коллегами. Сотрудничество продолжается и сейчас. Но развитие по научной программе закончилось, международный центр не стал развиваться, потому что закончилась программа Минобрнауки. Это немного грустно, ведь был хороший задел.
Образование в области нанотехнологий должно более чётко координироваться профильным министерством. К сожалению, правила у Минобрнауки быстро и часто меняются, без достаточных обоснований. Я уже привёл пример проекта по созданию международных центров. Буксует и целый ряд других мероприятий, например, организация научно-образовательных центров. Проблема развития данного направления комплексная.
Где могут найти работу выпускники, получившие образование в области нанотехнологий?
Р.В.: Они идут на кафедры и в исследовательские подразделения нашего вуза, Белгородского госуниверситета, Института проблем сверхпластичности металлов РАН, Уфимского моторостроительного производственного объединения и другие учреждения. Многие предприятия ещё только начинают работать в сфере нанотехнологий, поэтому пока не нуждаются в большом количестве этих специалистов.
По специальности «нанотехнологии» выпуска ещё не было – студенты учатся на четвёртом курсе. Мы готовим их для технических центров ведущих предприятий города, республики, региона. Думаем, что они станут инноваторами – будут отвечать за инновационное использование объёмных наноматериалов и нанотехнологий.
Каковы перспективы развития направления подготовки по нанотехнологиям – новые специализации, программы?
И.А.: Мы готовимся к открытию магистерской программы в области деформационных нанотехнологий. Пытаемся кооперироваться с МИСиС. А также создаём программы по переподготовке кадров в области нанотехнологий в УГАТУ.
Автор: Марина Муравьёва
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев