Александра Джонсон, DFJ-VTB Aurora: «Хотим понять, чем РВК отличается от «Роснано» и что такое Сколково»

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Акулы Силиконовой долины США вновь едут в Россию. Делегация руководителей крупнейших фондов (VC-Trip) за три дня планируют дополнить свои первые впечатления от первого визита в мае 2010 года и встречи с президентом Медведевым. В сфере их интересов: корпорация «Роснано», РВК, инноград Сколково и самые успешные стартапы. Подробнее об этом в интервью UNOVA рассказала организатор турне — управляющий директор фонда DFJ-VTB (Draper Fisher Jurvetson-ВТБ) Aurora Александра Джонсон.

Спустя полгода Вы организуете уже второй VC-Trip. Чем объясняется такая заинтересованность?

VC-Trip пройдет с 10 по 12 октября. Организаторы поездки с российской стороны — “Роснано”, РВК и рабочая группа иннограда Сколково. С американской стороны — GTS (Global Technology Symposium) и Silicon Valley Bank. При этом, разумеется, очень много людей со стороны оказывают поддержку, чтобы визит прошел на запланировано высоком уровне.

За последнее время встречи представителей Силиконовой долины и российского бизнеса происходят все чаще — это очень хороший знак. Россию сравнивают с Европой, иногда сравнивают с Израилем, но понять, что же на самом деле происходит в России все еще сложно без непосредственного контакта.

Чтобы показать российским бизнесменам Силиконовую долину, мы выбрали те инвестиционные группы, которые формируют ее лицо. Это не только инвесторы, но и предприниматели, и корпоративные лидеры.

Естественно, после визита президента Медведева в Долину — а он был очень восторженно здесь принят на всех уровнях — многим захотелось поближе рассмотреть то, о чем российский президент так здорово рассказывал на своем выступлении в Стэнфорде?

Идея в том, чтобы эти фонды и корпорации, представители которых будут в делегации, начали рассматривать возможные для себя партнерства уже сейчас. Поэтому, как только мы до конца сформируем делегацию, уже начнется очень конкретный диалог между потенциальными партнерами с двух сторон. Фонды, уже заявленные в группе, дали нам по два-три примера компаний, среди которых они хотели бы найти либо клиентов, либо партнеров. С другой стороны, идет такой же поток от российских инвесторов, которые либо ищут соинвесторов мирового уровня, либо хотят выходить на мировые рынки.

Поэтому в результате этой поездки мы бы считали свою задачу выполненной, если бы возникли прямые диалоги между бизнесом двух стран— важно, чтобы это был не просто познавательный визит.

То есть ожидаются конкретные сделки?

Что касается сделок — будет видно. Но мы, естественно, не можем ничего гарантировать, потому что решения бизнеса определяется рынком. Важно, что это не политический визит, и все это не ради пиара.

Кто участвует в американском десанте?

Было приглашено несколько инвесторов, которые считаются основателями венчурного капитала: Дик Крамлих (Dick Kramlich) из New Enterprise Associates, Пьер Ламонд (Pierre Lamond), который был долгие годы партнером в Sequoia Capital, а затем последовал за Винодом Хосла в Khosla Ventures. Едут фонды, которые занимаются, в частности, material science и medical device. Но так как IT — это все равно очень важное направление, оно конечно же, тоже будет представлено.

Будут также Тим Дрейпер (Tim Draper), Франклин “Питч” Джонсон (Franklin Pitcher («Pitch») Johnson) и другие люди — основатели венчурного капитала. Очень важно иметь людей на таком высоком уровне, которые в то же время помнят, как они начинали. Есть даже мнение, что та стадия, на которой Россия находится в развитии венчурного капитала, напоминает ту стадию, где изначально был американский венчурный капитал. Поэтому, может быть, опыт людей-начинателей будет самым интересным.

Кроме того, мы хотели бы привезти несколько предпринимателей, которые сделали здесь замечательные экзиты. Еще приедут несколько представителей диаспоры — люди, получившие образование в России, но уехавшие в Долину очень рано, что, разумеется, крайне интересно.

А те же самые люди, кто ездил в первую поездку, будут, или едут принципиально новые представители?

Например, едут представители Silicon Valley Bank — в частности, вице-президент компании Хэрри Келлог (Harry W. Kellogg). Ему Джон Чина (John China) рассказал, что видел в прошлой поездке, и вот сейчас вице-президент сам едет для того, чтобы просмотреть на это своими глазами. Они долгое время наблюдали за развитием венчурного капитализма в Китае и Израиле. Может быть, банк теперь увидит для себя возможность делать что-то с Россией. Желающих принять участие очень много — мы всем говорим, что будут еще поездки, что все непременно съездят. Среди участников есть как люди, которые достаточно хорошо знают Россию — те же Джонсон и Дрейпер — так и те, которые едут первый раз — такие, как Дик Крамлих, который, честно говоря, просто так в Россию бы не поехал. Я думаю, что все едут с открытым мировоззрением и без всякой предвзятости.

После первого VC-Trip говорили, что следующая поездка будет не раньше чем через год. Не прошло и полгода — и вот уже вторая поездка. Чем это объясняется?

На тот момент не было понимания, что такое Сколково – оно до сих пор еще формируется, но тогда, в мае, об этом вообще мало кто знал. В первой поездке также не принимала участие РВК – были какие-то их портфельные компании, но как институт развития они не были задействованы. А недавно стало известно, что РВК выступает инвестором на международном рынке — конечно же, это заинтересовало бизнес во многих странах.

Одна из задач данной поездки с российской стороны — показать, как основные институты развития (РВК, “Роснано” и Сколково) взаимодействуют между собой, чем они отличаются друг от друга. Очень много российских делегаций приезжает в Долину и ходит по тем же самым фондам – а те потом пытаются понять, чем РВК отличается от “Роснано” и что такое инноград Сколково?

Надеюсь, что эта поездка будет более систематизирована. Мы хотели совместно с российскими организаторами показать российскую высокотехнологическую тусовку. Мы хотим обязательно показать какие-то стартапы, объяснить, чем занимаются институты развития и почему всему миру это должно быть небезразлично.

Разумеется, важно, чтобы поездок было как можно больше. В то же время, если не будет конкретных результатов, все это очень быстро закончится. Людям точно неинтересно, чтобы им зачитывали долгие доклады с презентациями Power Point, показывая мощь просторов.

Нужны что-то более конкретное: обмен технологиями, сотрудничество на уровне портфельных компаний. Россия должна быть интересна и как рынок, и как площадка, на которой могут открывать новые производственные мощности.

Пока что поездка планируется только в Москву. Регионы не интересны?

В идеале такая поездка должна быть на неделю и с несколькими остановками – от Дальнего Востока до Крайнего Севера: я уверена, что инновационные центры в России есть везде.

На данном этапе точно планируется два дня в Москве. Третий день мы зарезервировали на поездку в какой-либо регион. Но в какой регион эта группа поедет, мы пока не знаем. Третий визит совершенно точно будет не в Москву. Не обязательно лететь из Калифорнии, есть и другие инновационные центры Америки — Бостон, Нью-Йорк, Колорадо, Техас…

Полагаю вы вновь будете встречаться и с представителями российской власти?

Нравится нам или не нравится, но в России очень многое завязано на правительстве, на том, как бизнес работает в том числе с органами власти. Конечно, запланированы встречи с министрами. Захочет лично президент встречаться или нет – он решит, конечно, сам.

Мы знаем, что мы хотим получить для бизнеса; если это окажется интересно кому-то на высшем уровне – наверняка наши делегаты не откажутся. К каким-то встречам присоединится губернатор Калифорнии — он подтвердил, что едет. Приедет также представитель американского госдепа, ее зовут Лорейн Хэритон. Она готова рассказать о программе по глобальному предпринимательства, в которой до этого года Россия не участвовала никак. Кроме того, у участников поездки есть специальные каналы, по которым они работают с ангелами-инвесторами, то есть они готовы поделиться опытом, наработанным за многие десятилетия. На таком уровне я правда не видела пока ничего подобного, это очень здорово.


Обращение Александры Джонсон к читателям UNOVA

Мы также надеемся на базу ваших читателей и участников — может быть, если есть какие-то рекомендации до визита, то пускай присылают вопросы, пожелания, бизнес-планы, комментарии. И если они будут конструктивные, то мы их обязательно учтем. Еще есть время до поездки, и мы можем где-то что-то скорректировать. Я читала некоторые реплики о первой поездке на UNOVA – было высказано очень много скептицизма: мол, при чем тут Долина и так далее. Я призываю ваших читателей писать конструктивные комментарии и думать, что у нас все получится. Мы обязательно доведем до сведения участников все стоящие предложения. По крайней мере, то, что мы можем обещать: если у читателей будет какой-то очень интересный бизнес-план или очень конкретное представление, почему человеку нужно участвовать на встречах, — пару-тройку таких предложений мы бы даже включили в программу поездки.

Автор публикации: Никита Величко

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 3 (2 votes)
Источник(и):

Unova.ru