Модернизация – курс на VI технологический уклад
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Модернизация – это вопрос выживания России. (Д.А. Медведев)
Одной из важнейших технологий в настоящее время является алгоритм проек-тирования будущего. Это методы анализа трендов, предвидения будущих изменений, анализа возможных сценариев развития событий, оценки и управления рисками. Это не случайно – сегодня, чтобы принимать серьёзные дальновидные решения в важнейших сферах жизнедеятельности – социальной, экономической, образовательной, военной, технологической и ряде других – надо заглядывать на 25–30 лет вперед.
Георгий Геннадьевич Малинецкий
В США существуют десятки мозговых центров, анализирующих, какие малые изменения в сегодняшней реальности могут привести к желаемым изменениям в пер-спективе 10–20 лет. Проводится несколько десятков конференций, посвященных этой проблематике.
В основе подходов, используемых во многих таких центрах проектирования бу-дущего, которыми сейчас располагают не только государственные органы, но и многие крупные компании, лежат идеи выдающегося русского экономиста Николая Дмитрие-вича Кондратьева.
В соответствии с ними в основе кризисов, войн, социальных катастроф, революций лежит смена технологических укладов, циклические процессы в мировой экономике.
Важное значение циклических процессов, их сложный, многомасштабный ха-рактер иллюстрирует рис. 1. Из него видно, что в 1810-е гг. «плохой экономической погоды» не было шансов создать крупную копанию, которая проживет до настоящего времени (то есть почти 200 лет). Напротив, на рубеже Первой мировой войны эти шан-сы были весьма велики.
Рис. 1. Распределение крупнейших американских компаний по дате возникновения
Видно, что развитие экономики представляет собой сложный многомасштабный процесс.
Рис. 2. Инфратраектории ряда макротехнологий современной экономики
Все макротехнологии развивались по логистическому закону, однако разные части траектории проходились ими в разном темпе. Кондратьевские циклы в странах-лидерах инновационного развития – США, Японии, Германии, Финляндии и ряде других – рассматриваются как основа для про-мышленной, технологической, инновационной политики. Пример, иллюстрирующий подобный подход, показан на рис. 2. По оси абсцисс здесь представлена временная ко-ордината, по оси ординат – доля, которую занимает конкретная макротехнология по отношению к своему максимальному развитию во всей экономической системе. Видно, что в целом мы имеем дело с логистическими зависимостями. Первые 10–15 лет развития макротехнологии связаны с фундаментальными исследованиями и подготовкой кадров для будущей отрасли. На данном этапе роль государства является решающей. Ещё 10–15 лет занимают прикладные разработки, показывающие, как полу-ченное знание может быть воплощено в товары, услуги, опытные образцы. Здесь, как правило, важную роль играет и государство, и предприниматели, и другие экономиче-ские субъекты. Наконец, на третьем, завершающем этапе, когда происходит диффузия макротехнологии во всю экономику (ещё 10–15 лет), решающая роль принадлежит большим компаниям.
Вместе с тем, каждая макротехнология проходит этот цикл в своём темпе. На-пример, видно, что телевидение, авиастроение и атомная энергетика прошли свой цикл достаточно быстро. Напротив, авиатранспорт (с созданием гигантской инфраструктуры авиасообщений) и компьютеры развивались существенно медленнее. Видно, как начался цикл развития нанотехнологий и биотехнологий.
Мониторинг макротехнологий, оценка их состояния и прогноз развития лежат в основе структурной, промышленной, технологической политики развитых стран. К сожалению, подобные инструменты отсутствуют в системе государственного управления современной России.
Экономическая и технологическая история XXI века предстает, с точки зрения кондратьевской теории, следующим образом1.
(1) Замечение: Мы исходим из периодизации, которую дают отечественные исследователи В.И.Пантин и В.В.Лапкин [Пантин В.И., Лапкин В.В. Философия исторического прогнозирования: Ритмы истории и перспективы мирового развития. – М.: Феникс+, 2006. – 448 с.]
Начало XX века связано со становлением IV технологического уклада, локомо-тивными отраслями которого были массовое производство, тяжёлое машиностроение, автомобилестроение, самолеты, электрические машины.
Истинный смысл сталинских пятилеток, советской программы индустриализа-ции, состоял в освоении возможностей IV технологического уклада. И.В. Сталин пред-видел, что Вторая мировая война будет войной моторов, и оказался прав. Победа опре-делилась тем, кто сможет делать их больше, лучше и эффективно использовать.
Локомотивами V технологического уклада стали компьютеры, малотоннажная химия, телекоммуникации, электроника, интернет. Россия, втянувшаяся в бесплодные разрушительные реформы упустила возможности, предоставленные отраслями этого уклада. Именно эти возможности позволили взлететь Японии и Южной Корее.
С системной точки зрения, причина нынешнего мирового финансового кризиса состоит в том, что отрасли V технологического уклада уже не дают прежней отдачи, их потенциал развития в значительной мере исчерпан. В то же время отраслями VI техно-логического уклада, по-видимому, станут биотехнологии, нанотехнологии, новая меди-цина, роботика, высокие гуманитарные технологии, полномасштабные системы вир-туальной реальности, новое природопользование. Именно сейчас, в эти несколько ре-шающих лет, происходит «Пересдача карт будущего». Решается, какие страны и регио-ны станут продавцами, а какие покупателями, кому в ближайшие 40 лет суждено быть ведущим, а кому ведомым. Именно сейчас мир проходит точку бифуркации, выбирает один из альтернативных сценариев своего будущего развития.
По оценкам, которые делаются в Институте прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН (и согласуются с оценками многих других экспертов), развитые страны переведут значительную часть своей промышленности на рельсы VI технологического уклада в 2014–18 гг.
Отсюда ясна важнейшая задача российской модернизации – вскочить в послед-ний вагон уходящего поезда VI технологического уклада. Это не вопрос экономической выгоды и даже не вопрос национальной безопасности. Это вопрос самого существова-ния нашей страны.
В самом деле, в соответствии с планом военной реформы, проводимой под началом министра обороны А.Э. Сердюкова, до 2010 года численность сухопутных войск должна уменьшится в 10 раз, военно-морского флота вдвое, военно-воздушных сил вдвое, а ракетных войск стратегического назначения в 1,5 раза. Это означает, что необходимо техническое перевооружение войск на основе следующего технологического уклада. Иначе это одностороннее разоружение может привести к самым драматическим последствиям.
С другой стороны, изношенная инфраструктура и техносфера России несут рис-ки громадных техногенных катастроф. Их предвестник – авария на Саяно-Шушенской ГЭС, – к сожалению, не воспринимается обществом, как предупреждение об очень серьёзных угрозах, которые ждут страну в ближайшем будущем…
Радикальные сдвиги в медицине и в повышении качества и продолжительности жизни, достигнутые в одной из развитых стран, также могут существенно изменить конфигурацию мировых элит и послужить катализатором для социальных перемен. Очень многое из того, что определит будущее России, решается здесь и сейчас…
Автор: Г.Г.Малинецкий
Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев