Нанотехнологии -- важное научное направление, фундаментально значимое и многообещающее в практическом смысле

Своими впечатлениями о некоторых аспектах нанотехнологий и не только о них поделился в интервью газеты «Московский университет» Юрий Александрович Золотов — академик РАН, заведующий кафедрой аналитической химии химического факультета МГУ, лауреат госпремий СССР, РСФСР и РФ, первый президент Российского химического общества имени Д.И. Менделеева.

a13.jpg Ю.А. Золотов

А вот собственно интервью:

Аналитическая химия — одна из самых важных областей химической науки. Как, на Ваш взгляд, она будет развиваться в нашей стране не только в ближайшее время, но и в более отдаленной перспективе?

Аналитическая химия опирается на физику, математику, на некоторые области техники, в частности — на электронику. Чтобы подчеркнуть, что аналитическая химия — это не только химия, часто используют термин «аналитика». Аналитическая химия — это научная база химического анализа, который нужен всем и с которым сталкивается каждый из нас без исключения, так как результаты анализа используются в промышленности, сельском хозяйстве, в диагностировке заболеваний, контроле пищи. Роль химического анализа с течением времени только возрастает в связи с ужесточением требований к качеству продукции, с улучшением качества жизни. Расширяется ассортимент производимых товаров, нужно контролировать их адекватность нормам, их безопасность для человека. Аналитическая химия как наука обеспечивает химический анализ всем необходимым, она создает методы и средства анализа — это приборы, реактивы, стандартные образцы, компьютерные программы.

Хотя массовый, рутинный анализ автоматизируется, высококвалифицированные аналитики-профессионалы будут востребованы всегда, их число не уменьшится. Сегодня молодежь охотно идет в эту область: ежегодно на нашу кафедру приходит 25–35 человек, что свидетельствует о довольно высокой популярности данного направления среди студентов, ведь на химическом факультете 18 кафедр. У аналитической химии очень хорошее будущее, она всегда будет нужна.

Расскажите об исследованиях, которые проводятся на кафедре аналитической химии, и достижениях в данной области.

На кафедре разрабатываются все основные методы химического анализа: спектроскопические, хроматографические, электрохимические. По некоторым из этих методов кафедра занимает ведущее место не только в Российской Федерации, но и в мире. Так, значимым аспектом в нашей деятельности я считаю разработку так называемых тест-методов. Речь идет о создании простейших средств анализа, не требующих высокой квалификации тех, кто их использует, дорогостоящего оборудования и даже лабораторных условий при их применении. Химический анализ можно провести дома, в поле, экспедиции и т. д. Тут используются разнообразные простые средства в форме трубочек, таблеток, бумажек. При кафедре успешно функционирует фирма по производству и распространению средств тестирования — «МедЭкоТест».

По договору с Роскосмосом ведутся работы прикладного характера в интересах космических исследований. Так, проводит ся химический анализ почв и вод в районе падения первых ступеней ракет, главным образом на территории, прилегающей к космодрому Байконур, и в Алтайском крае. Дело в том, что при отсоединении первой ступени содержащееся в ней топли во, гептил, не успевает сгореть до конца и загрязняет окружающую среду, потому необходимо отслеживать уровень его со держания.

Еще одним направлением, разрабатываемым совместно с Институтом пульмонологии, является создание методов медицинской диагностики, основанных на химическом анализе. Например, по процентному содержанию пероксида водорода в воздухе, выдыхаемом человеком, можно выявить легочные заболевания.

Основное внимание сотрудники кафедры направляют на контроль окружающей среды, например, на определение токсичных веществ (фенола, тяжелых металлов и т. д.) в природных водах. Выполнялась работа по оценке содержания вредных компонентов в нефтепродуктах, например, хлоридов, вызывающих коррозию труб нефтепроводов.

В мире непрерывно ведется интенсивная работа по созданию новых приборов для химического анализа. Сейчас много сил отдается так называемым миниатюрным аналитическим приборам, основанным на микрочипах. Они могут быть много функциональными, способными определять содержание многих веществ в разных средах, тогда как широко известные приборыминианализаторы позволяют определять только одно вещество и в одной определенной среде. Одно из очевидных достоинств микроприборов — компактность. Их можно будет носить в кармане. За такими удобными и в то же время недорогими устройствами — будущее. На кафедре лет шесть работал семинар, где обсуждались проблемы и нюансы создания таких миниатюрных химических приборов.

Так называемый метод термолинзовой спектроскопии, основанный на использовании лазеров, нашел применение при очень чувствительном определении веществ в жидкостях, в том числе и в воде. Этот метод, в отличие от широко распространенных фотометрических методов анализа на обычных источниках света, позволяет определять сверхнизкие содержания веществ. Специалисты кафедры регулярно публикуют научные статьи, а иногда и монографии о проведенных исследованиях.

Еще одним важным направлением, фундаментально значимым и многообещающим в практическом смысле, считают нанотехнологии. Но опыт Ваших коллег с факультета наук о материалах показывает, что анализ наноматериалов — крайне сложная задача, в том числе с метрологической точки зрения. Располагает ли сейчас или активно разрабатывает аналитическая химия такие подходы, которые позволят решать эту проблему эффективно?

Существуют понятие и термин «наноаналитика». Понятие это имеет два значения: 1) изучение нанообъектов, в том числе их химического состава и 2) использование нанообъектов для решения задач обычного химического анализа. В первом случае целью является изучение нанообъектов как таковых, во втором нанообъекты служат эффективным средством химического анализа «нормальных» объектов. Аналитики, в том числе и на нашей кафедре, больше внимания уделяют второму аспекту.

Наночастицы, тончайшие пленки, мицеллы ускоряют протекание химической реакции, позволяют достичь новых эффектов в ходе химического анализа. Например, реагент, который нанесен на наночастицы серебра, используется для определения низких концентраций ряда вредных органических веществ.

В наноаналитике используются методы микроскопии — атомносиловая, сканирующая туннельная и другие методы. Они выступают, в частности, средствами визуализации наночастиц.

Не так давно Вас пригласили прочитать лекцию участникам IV интернет-олимпиады по нанотехнологиям. И школьники, и молодые ученые — все с восторгом отзывались о выступлении. Вы считаете, что аналитическая химия нужна будущим нанотехнологам? Если да, то когда максимально целесообразно начинать ее изучение: в школе, в вузе или, может быть, в аспирантуре?

Я думаю, что для восприятия и понимания школьниками аналитическая химия еще сложна, поэтому оптимально — в вузах и позже. Внимание студентов — будущих нанотехнологов необходимо фокусировать на физических методах анализа. А вообще было бы полезно прочитать факультативный курс лекций по аналитической химии аспирантам — для расширения их кругозора.

**Как Вы относитесь к междисциплинарному образованию, к примеру, фундаментально-материаловедческому, которое в МГУ существует на факультете наук о материалах, на кафедрах биофизики, в Научно-образовательном центре по нанотехнологиям? Может, образование по-прежнему должно оставаться классическим «монопредметным»?

Мне кажется, что на ближайшие годы приоритет по-прежнему останется за «монопредметным» образованием. Тем не менее я приветствую междисциплинарное образование, обучение на стыке наук: физика и химия, биофизика, математика и физика, биохимия и т. д. Междисциплинарное образование позволяет «перебрасывать мостики» между науками, в том числе и в системе подготовки кадров. Существование комплексных факультетов, на мой взгляд, вполне оправдано.

Сейчас обсуждают возможность сделать платным среднее образование. С учетом демографической ситуации и предыдущих «реформ» школьного и высшего образования это может создать серьезные проблемы для воспроизводства научных кадров. Каким Вы видите выход из ситуации? Как ведущему вузу страны искать и отбирать молодые таланты при таком положении дел?

Я твердо убежден, что среднее образование должно быть бесплатным и только таким. Делать его платным — это неправильный путь, более того — недопустимый. В этом случае непонятно, зачем нужны лозунги типа «Россия — социальное государство». В чем именно тогда заключается социальность, если и образование, и здравоохранение станут недоступными для основной части населения? Официальная позиция президента Д. Медведева и министра образования и науки А. Фурсенко заключается в том, что с принятием закона о бюджетных организациях жизненно важные интересы населения не будут ущемлены. Считаю, что следить за этим должны общественные организации. Нельзя оставлять без внимания никаких мер, ухудшающих положение в образовании.

Пока трудно сказать, как быть вузам, если школьное образование все же станет платным. Это вопрос завтрашнего дня. Проблему нельзя решить заранее, время расставит все по своим местам и подскажет выход из создавшейся ситуации.

Что бы Вы пожелали молодым людям, которые избирают для себя путь в науку? Куда поступать школьникам? К чему себя готовить молодым ученым?

Развивайте в себе трудолюбие, чувство ответственности. Они обеспечат успех в любой сфере деятельности. А творческий человек, у которого сильная база знаний и который интересуется наукой, проявит себя в разных областях. В какой именно его ждет наибольшей успех, зависит от того, куда он окунется, куда влезет с головой. Старайтесь вырабатывать собственный взгляд на все, с чем сталкиваетесь; для научного работника важно уметь сомневаться.

Если ты многого достигнешь своим трудом, это почти всегда признают другие специалисты. Конечно, далеко не всегда путь в науку получается гладким. Подчас молодые ученые наталкиваются на стену недоверия, особенно если их идеи оригинальны. Тогда приходится бороться и за себя, и за свой результат. Но «пробивать», удовлетворять свои амбиции надо не в ущерб научной деятельности. Граница между естественным честолюбием и тщеславием очень зыбка. Самоутверждение через должности, научные степени, карьерный рост не должно стать самоцелью. Интерес, любовь к своему делу, труд — вот

что первично и важно, вот что обеспечит успех и уважение. Помните, что говорил о себе Д.И. Менделеев: «Какой же я гений? Работал много…»

По материалам интервью З. Титовой для газеты «Московский университет»:

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

1. «nanometer.ru»: http://www.nanometer.ru/…et201022.pdf