Конвергенция наук и технологий в ДВФУ

-->

NanoNewsNet.ru побеседовали с Александром Валентиновичем Молочковым, заместителем директора по науке школы биомедицины, профессором и руководителем образовательной программы в школе естественных наук ДВФУ о ядерной медицине, слиянии университетов, влиянии инвестиций и новой структуре университета.

dvfu-molochkov.jpgА.В. Молочков. Фото NNN

Расскажите, пожалуйста, о структуре университета?

Лекция А.В. Молочкова О ядерной медицине для абитуриентов ДВФУ

Структура устроена в виде 9 научных школ. Они появились вместо факультетов. Есть школы, в школах есть кафедры. Не существует понятия «декан». В должностной сетке руководящие работники, занимающиеся организацией учебного процесса – это заведующие кафедрами, профессора и преподаватели, которые находятся в его ведении. Выше заведующих кафедрами только директор школы. Его статус по западным понятиям приравнивается к статусу декана. В России декан факультета – это все-таки немного менее значимо.

Еще в управлении учебным процессом есть такое понятие, как руководитель образовательной программы. Он находится в подчинении руководителя школы.

В каждой школе осуществляются разные образовательные программы, и у каждой этой программы есть свой руководитель.

Выходит студент учится в университете, а заканчивает «школу»?

Да, выпускник заканчивает «школу», в рамках которой у него есть специализация, направление подготовки и профиль.

А как называется ваша школа?

Я представляю две школы в настоящий момент. Как заместитель директора по науке я представляю Школу биомедицины, и также я являюсь профессором и руководителем образовательной программы в Школе естественных наук. Раньше я был деканом физического факультета, но трансформировался в руководителя образовательной программы «физика».

Однако не все так буквально: деканов было значительно меньше, чем должно было стать руководителей образовательных программ. Раньше был целый набор образовательных программ.

ДВФУ – первый ВУЗ в стране, где применяется такая структура?

Это первая попытка применить в России американскую структуру. В этом есть свои плюсы, свои минусы, свои риски. В России пока сложно объяснить коллегам из других ВУЗов свою должность. Но если директор школы выезжает за рубеж, например, в Америку, там все привыкли к этому понятию. Раньше был определенный диссонанс, на западе трудно воспринимают нашу привычную структуру.

Правильно, что направленность в организационном смысле, школы биомедицины, заключается в создании учебного процесса и НБИК-центра?

Не в буквальном смысле. Конечно, в значительной степени наша задача – построить центр превосходства, но основной упор в школе сделан на научные исследования. НБИК – некоторая иллюстрация междисциплинарного взаимодействия: ядерная медицина, фармакология, информационные технологии, визуализация. Это некая проекция НБИК-центра в ДВФУ. По этому вопросу мы активно сотрудничаем с Курчатовским институтом.

В Школе биомедицины помимо этого существуют не связанные вещи, например, очень развитое пищевое направление, биотехнологии продуктов питания и т.д., которые пришли готовые из Тихоокеанского экономического университета. Все остальное более-менее укладывается в область НБИК, создается новое на базе научно-технических направлений.

Расскажите о нанотехнологиях в ДВФУ

Что касается нанотехнологий, в рамках центра моделирования систем, мы участвуем в крупном проекте, связанном с моделированием графена, совместно с ИТЭФ (г.Москва). Также у нас есть направление, которое занимается выращиванием структур на основе графена на кремниевых подложках.

Касаемо сотрудничества в области нанотехнологий: я буду участвовать в крупном мероприятии «Центр эксремального состояния материи» в Политехническом музее, которое проводит СколТех совместно с зарубежными университетами. Из Российских ВУЗов приглашены МИФИ, МХТИ и ДВФУ. Мы планируем взаимодействовать со Сколково в рамках этого «Центра». Также недавно прошло совещание при участии губернатора Приморского края, с участием руководителей нескольких кластеров Сколково: Дениса Ковалевича (радиационный кластер), и руководителя биомедицинского кластера по развитию радиационного кластера на Дальнем Востоке.

Объединение вузов, дающее приставку «федеральный», повлияло в положительном смысле на вашу работу?

Несмотря на все успехи, все-таки был некоторый застой. Я это ощутил, когда вернулся из центра. Я провел 9 лет в Дубне, год в Италии, год в Японии, полтора года в Германии на профессорских позициях. У меня был опыт, и я вернулся с ощущением некоторого застоя, безденежья. Но уже тогда выглядело все не безнадежно.

В некотором смысле вошедшие в состав ДВФУ ВУЗы были не такими уж провинциальными. ДВГУ и Политехнический – очень серьезные университеты, в Университете торговли сильная экономическая школа. Объединение чем хорошо: оно дает эффект образования новых связей, идей. В нашем проекте по ядерной медицине очень много инженерных задач, фундаментальных, физических, химических, биологических, экономических. Все это относится к разным школам, у каждой есть свой круг задач. Раньше создать такую структуру, как школа биомедицины, в нынешнем ее понимании, было невозможно. Все были сами по себе. В ДВГУ физики, химики, биологи были сами по себе. Когда произошло объединение, люди начали общаться, ощутили себя частью единого целого. Единая территория также даст свой положительный успех.

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

NanoNewsNet.ru