Полеты на краю Земли
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
14 октября австрийский парашютист Феликс Баумгартнер совершил прыжок из стратосферы с высоты 39 километров и удачно приземлился в штате Нью-Мексико (кратко об этом мы уже писали). Данные о скорости его полета еще уточняются, но скорее всего он стал первым человеком, преодолевшим звуковой барьер без специальных устройств.
Кроме того 43-летний австриец побил три мировых рекорда: самая большая высота прыжка с парашютом, самая большая скорость падения и самый высокий пилотируемый полет на воздушном шаре.
Это был самый главный и последний прыжок. «Бесстрашный Феликс» решил отойти от дел. Теперь он намерен летать на вертолетах: австриец будет помогать пожарным и спасателям. В конце концов, чем еще заняться человеку, у которого уже есть миллион лайков на Фейсбуке?
Заодно, кстати, вот и ответ на вопрос: как заполучить миллион лайков на своей странице? Очень просто: прыгнуть с парашютом с высоты 40 километров. От фанатов отбоя не будет.
Рис. 1.
Баумгартнер вложил в этот прыжок семь лет жизни. Все участники проекта знали, что он очень рисковал: организаторы прямой трансляции, по некоторым сообщениям, вели репортаж с 20-секундной задержкой – на тот случай, если с Баумгартнером случится что-то трагическое. Видео показывали 40 телеканалов в 50 странах мира, и несмотря на это еще восемь миллионов человек смотрели за происходившим на YouTube.
Камеры показывали его мать Еву, которая плакала, кажется, на протяжении всей трансляции.
Сам он по возвращении на грешную землю штата Нью-Мексико заявил:
«Каким крошечным и смиренным я почувствовал себя, когда стоял там, на краю земли! В такую минуту невозможно думать о рекордах, о новых научных данных. Единственное, чего ты в такой момент хочешь – так это вернуться назад живым».
Первая попытка, назначенная на вторник, 9 октября, была отменена из-за сильного ветра. Наконец в воскресенье гигантский, накачанный гелием воздушный шар высотой с 55-этажный дом отправился вверх. Баумгартнер сидел внутри капсулы, прикрепленной к шару. На ней было установлено около 30 видеокамер. Те, кто следил за прямой трансляцией, могли видеть, как он спокойно проверяет аппаратуру внутри капсулы.
Когда шар достиг высоты 39 тысяч метров, парашютист покинул ее. На нем был особый костюм, контролирующий давление, по своим параметрам – почти скафандр. Белая фигура зависла на фоне черного пространства, которое сложно назвать небом. Это выглядело очень эффектно и очень страшно.
Рис. 2.
В течение первых 90 секунд Феликс не поддерживал связь с землей. Около 10–20 секунд он пытался остановить бешеное вращение, и, по его словам, это был ад:
«Ты никогда не знаешь, сможешь ли взять под контроль это вращение или нет. Конечно, это было дико страшно. И я все время боролся, потому что знал: в какой-то момент я поставлю ситуацию под контроль».
Вопрос был в том, что он не хотел раскрывать стабилизирующий (тормозной) парашют – это означало бы, что он не побьет рекорд самого протяженного свободного падения. Баумгартнер рассчитывал на себя. Риск был велик, но рекорд манил, а прыжок был заявлен как последний, – второго шанса не предвиделось.
В итоге Феликс справился с вращением, хотя далось это ему нелегко. Даже накануне, как пишет немецкая Sueddeutsche Zeitung,
не было ясно до конца, что может произойти с организмом человека, если что-то пойдет не так на такой высоте: костюм не выдержит перепада температур «за бортом», кровь закипит, могут лопнуть артерии в мозге.
Даже «рядовая» потеря сознания от перегрузок вполне могла закончиться летальным исходом. По предварительным данным, скорость свободно падавшего человека на определенном этапе превысила 1340 километров в час (к примеру, крейсерская скорость Boeing-767 и Airbus A-320 составляет около 900 километров в час). А времени на раздумья и на попытки исправить положение не так много: это только кажется, что там лететь и лететь, но
на самом деле расстояние в 39 с лишним километров Баумгартнер преодолел менее, чем за 10 минут (из них 4 минуты и 20 секунд – в свободном падении). Некоторые и покурить за такое время не успевают.
Рис. 3.
Данные о его скорости сейчас проверяются, это важно в том числе и для того, чтобы твердо установить, действительно ли он стал первым в мире человеком, преодолевшим звуковой барьер не на самолете либо в космическом аппарате, а без всяких технических средств. Дело в том, что скорость звука в воздухе, вообще говоря, зависит от температуры (зависимостью от давления, например, для звуковых волн можно пренебречь). Чтобы провести эти расчеты, требуется время, но мировые газеты единогласно вынесли свой вердикт: «да, преодолел».
Несмотря на все усилия и намерение до последнего не раскрывать парашют, Феликс не сумел побить достижение 50-летней давности – рекорд длительности самого затяжного свободного падения. Его установил в 1960 году американский военный летчик Джозеф Киттинджер. Он прыгал с высоты 31 тысячи 300 метров, развил скорость около 988 километров в час и находился в «свободном падении» 4 минуты 36 секунд (276 секунд). Рекорд считается общепризнанным, хотя главное ведомство по этой части, Международная авиационная федерация (FAI), его не признает: Киттинджер «летел» с раскрытым тормозным парашютом.
Рис. 4.
Рекорд с нераскрытым парашютом установил двумя годами позднее советский испытатель Евгений Николаевич Андреев: 1 октября 1962 года он и его напарник Петр Долгов совершали прыжок со стратостата «Волга» с высоты 25 тысяч 500 метров. Андреев падал, не раскрывая парашюта, 24 тысячи 500 метров. Таким образом его «свободное падение» со скоростью около 900 километров в час продолжалось 270 секунд.
Получается, что, если не учитывать небесспорное достижение Киттинджера, австриец не побил рекорд, установленный советским парашютистом – Баумгартнер летел без парашюта на 10 секунд меньше Андреева.
Напарник советского испытателя Долгов погиб во время эксперимента. Причиной стала случайность: после катапультирования он ударился шлемом об обшивку гондолы стратостата. Возникла небольшая трещина, но из-за нее воздух мгновенно вышел и у парашютиста вскипела кровь. Раскрывшийся купол опустил на землю его тело, а наблюдавшие за снижением испытатели даже не знали о том, что он мертв. Андреев прожил еще почти 40 лет, неоднократно занимался испытаниями и скончался в 2000 году в поселке Чкаловский Московской области.
Андрееву и Долгову присвоили звание Героев Советского Союза.
Киттинджеру сейчас 84 года, и он принимал самое активное участие в проекте Баумгартнера. На протяжении полета ветеран и рекордсмен был единственным человеком, поддерживавшим связь с парашютистом. Именно под его руководством готовился полет, он был одним из главных консультантов.
Баумгартнер заявил журналистам, что Киттинджер был необходим команде именно для того, чтобы попытаться побить его рекорд. И уже этот факт, добавил он, говорит о том, какими знаниями и какой смелостью обладали исследователи в 1960-е годы.
Самому Баумгартнеру в смелости и сообразительности тоже не откажешь: в 2003 году он стал первым человеком, перелетевшим Ла-Манш на спроектированных им самим карбонных крыльях. В 2008 году он сиганул с самого высокого здания на планете, 509-метровой Башни 101 в городе Тайбэй на Тайване. Ему же принадлежит и рекорд в прыжке с самой небольшой высоты: он сумел спрыгнуть с 29-метровой статуи Христа в Рио-де-Жанейро – статуя, конечно, знаменита в мире своими гигантскими размерами, но для прыжков с парашютом низковата.
Спонсором рекордного полета выступила компания Red Bull – производитель популярного энергетического напитка.
По некоторым данным, за этот проект она заплатила около 50 миллионов евро, однако официального заявления компания не делала.
На капсуле, в которой Баумгартнер отправился покорять стратосферу, была надпись Zenith, однако этот жест вовсе не был данью одному из самых известных советских космических аппаратов. Австриец выступил в роли посланника часовой фирмы с одноименным названием, и теперь на ее сайте красуется гордая надпись: именно наша модель стала первыми часами, преодолевшими звуковой барьер в околокосмическом пространстве. И хотя речь идет об очевидном совпадении, надпись Zenith на капсуле выглядела вполне символично.
СМИ отмечают, что рекорды рекордами, но
14 октября Баумгартнер совершил настоящую революцию: пока он падал из стратосферы, слово jump (англ. прыжок) попадалось более чем в половине всех твитов на планете и парашютисту впервые удалось сместить хэштег «Джастин Бибер» (#justin bieber) с первого места в топе. За это, пожалуй, стоило побороться.
Автор: Мария Яблонская.
- Источник(и):
-
1. lenta.ru
- Войдите на сайт для отправки комментариев