Ударный беспилотник: чем Россия ответит врагам?

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Ведущие российские разработчики авиационной техники получили техзадание на подготовку многоцелевого БПЛА, способного вести разведку, наблюдение и наносить авиаудары. Что вложат конструкторы в отечественный ударный беспилотник и каким он может стать?

В начале апреля 2012 года Министерство обороны России наконец-то утвердило техническое задание на создание ударного беспилотного летательного аппарата. По некоторым данным, российский БПЛА будут разрабатывать опытно-конструкторское бюро «Сокол» и компания «Транзас».

Точные характеристики будущего армейского ударного беспилотника неизвестны, говорится лишь, что он будет весить 5 тонн. Правда, непонятно – это вес пустого самолета или с максимальной нагрузкой.

Если последнее, то «наш» беспилотник будет сравним с американским ударным БПЛА MQ-9 Reaper (около 4700 кг), способным нести внушительный боекомплект из 14 противотанковых ракет AGM-114Hellfire.

Попытки

В 2007 году на авиасалоне «МАКС-2007» был представлен первый российский ударный беспилотник «Скат» РСК «МиГ». Этот деревянный макет «наделал много шума» в СМИ, а специалисты заметили сходство российского прототипа с американским палубным БПЛА X-47B. «Скат» предполагалось оснастить турбореактивным двигателем РД-5000Б с тягой 5040 кгс, хотя при равной боевой нагрузке (2 т) и скорости (около 800 км/ч) X-47B имеет двигатель с тягой около 1500 кгс. При этом текущая опытная версия X-47B весит около 20 т, серийная будет на 3–5 т легче.

Судя по всему, «Скат» был еще тяжелее, или попросту не нашлось подходящего отечественного компактного реактивного двигателя, ведь габариты беспилотников схожи.

art_bpla1.jpg Рис. 1. Большие и средние БПЛА требуют совершенных технологий спутниковой связи.

В отличие от российских БПЛА, создаваемых в «секретных лабораториях», например, «Сухого», «Скат» был представлен публике, и его концепция выглядит правильной и современной. «Скат», как и X-47B, – это облик тяжелого ударного самолета будущего. Внутри фюзеляжа, выполненного по технологии «стелс», расположены два отсека для тяжелых управляемых ракет и высокоточных бомб весом 250–500 кг. Такие БПЛА должны взять на себя тяжелую и опасную работу по уничтожению особо важных целей в глубине обороны противника и на переднем крае: систем ПВО, промышленных объектов, пусковых установок баллистических ракет и т.д.

Большая длительность полета, достаточно мощное оружие и отсутствие пилота обеспечивают атаку с большого расстояния и без риска для атакующего.

Возможный облик

Повторимся, облик будущего беспилотника пока неизвестен, но судя по весу, это будет аналог не «Ската» или X-47B, а БПЛА Predator. «Транзас» уже демонстрировал ударный БПЛА собственной разработки. Беспилотник под названием «Дозор-600» был впервые представлен на авиасалоне «МАКС-2009».

Этот аппарат очень похож на американский аппарат MQ-1 Predator по весу (720 кг и 512 кг соответственно). У ОКБ «Сокол» также есть похожий проект – БПЛА «Данэм» (вес 500 кг, полезная нагрузка 100 кг, продолжительность полета 15 ч).

art_bpla2.jpg Рис. 2. Реактивный БПЛА, такой как «Скат», в ближайшие 20 лет на вооружение российской армии вряд ли поступит.

MQ-1 Predator по праву заслужил звание надежной «рабочей лошадки», отлично проявив себя в иракской и афганской войнах. Однако на сегодня этот аппарат морально устарел, и его возможности оцениваются как недостаточные для современного поля боя. Прежде всего, боекомплект в 2 ракеты AGM-114 Hellfire – это слишком мало для продолжительности полета в 40 часов.

В ходе боевых действий Predator-ы часто упускали важные цели из-за небольшого боекомплекта: операторы либо старались «придержать» ракеты для более важной цели, либо расходовали боеприпасы задолго до окончания патрулирования.

Полезная нагрузка «Дозор-600» также невелика – 120 кг, а продолжительность в 2 раза меньше. При этом каждое крыло может выдержать боеприпас весом около 30 кг, по весу это, например, 1–2 противотанковые ракеты «Вихрь». Интересно, что на MQ-1 Predator и «Дозор-600» установлен один и тот же двигатель: Rotax 914.

Скорее всего, новый российский ударный БПЛА будет похож на более крупный американский БПЛА MQ-9 Reaper. Это весьма удачная машина, которая отлично себя зарекомендовала во время войны в Ираке, Афганистане и охоте за террористами по всему миру. Reaper оснащен относительно простым и дешевым турбовинтовым двигателем и может находиться в воздухе до 24 часов. БПЛА может нести противотанковые ракеты Hellfire, 250-кг бомбы GBU-12, GBU-38 и ракеты воздух-воздух AIM-9. Подобные самолеты намного дешевле и проще в эксплуатации, чем реактивные, поэтому принятие на вооружение российской армии именно такого БПЛА оправдано. Так, один комплект MQ-9 Reaper стоит более 120 млн долл. (4 БПЛА и наземная станция управления). С одной стороны это дороже, чем, например, штурмовик A-10C (18,8 млн долл.), но стоимость одного часа полета четырех (!) MQ-9 Reaper ниже, чем у А-10С (14,4 тыс. долл. в 2011 году против 17,7 тыс. долл.). Также не стоит забывать, что подготовка операторов БПЛА требует меньше средств, чем подготовка пилотов.

Но главное: беспилотники находятся в воздухе намного дольше, чем любой пилотируемый самолет, ведь операторы могут работать посменно. В тактическом плане это означает, что над противником непрерывно висит дамоклов меч и неусыпное око беспилотной машины. Таким образом, за один вылет MQ-9 Reaper может поразить больше целей, чем А-10С, особенно в условиях ассиметричной войны, когда врага необходимо выслеживать много часов.

Несмотря на невысокую скорость, Reaper способен выполнить запрос на огневую поддержку намного быстрее реактивного истребителя – за счет того, что БПЛА 24 часа «висит» над полем боя. Кроме того, потеря БПЛА не так трагична, как смерть людей.

Американские операторы БПЛА зачастую никогда не покидают территорию США и вечером «после войны» идут домой. В финансовом плане это также огромная экономия: и на зарплатах, и на логистике.

art_bpla3.jpg Рис. 3. Беспилотники массой менее 1 т, похожие на «Дозор-600», имеют недостаточный боекомплект или требуют специальных малогабаритных высокотехнологичных боеприпасов типа STM II.

Если российской «оборонке» удастся создать схожий по характеристикам аппарат и интегрировать его в структуру современной армии, это будет большой успех. Правда, достичь этой цели будет непросто. Сам по себе планер – вещь несложная, хотя и требует современных композитных материалов.

Сложнее с электроникой.

Бытует мнение, что во время «настоящей», а не партизанской войны беспилотники посыплются на землю после нажатия волшебной кнопки станции радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

На самом деле боевые БПЛА отличаются от любительских радиомоделей и частично подвержены лишь помехам сигналу GPS. Связь с БПЛА обеспечивается по спутниковому каналу, и его подавить очень сложно – в случае потери сигнала GPS беспилотник продолжит выполнять свою миссию или вернется на базу под прямым управлением оператора. Тот же MQ-9 Reaper оснащен спутниковым приемопередатчиком Ku-диапазона, который непрерывно отслеживает спутник.

Антенна направлена вверх и источник помех необходимо располагать между спутником и БПЛА, что в боевых условиях применения подобных БПЛА реализовать практически невозможно.

Кроме того, беспилотники подключены к системам автоматизированного планирования и поддержки миссий ВВС (AFMSS), используют тактические линии связи вроде L-3, а в перспективе будут включены в единую автоматизированную сеть Heterogeneous Airborne Reconnaissance Team (HART).

Все эти технологии делают БПЛА весьма устойчивыми к воздействию электронных средств борьбы, хотя сегодня большинство БПЛА от них и не очень хорошо защищены – в силу отсутствия необходимости. Но в будущем защита от систем РЭБ у БПЛА будет не хуже, чем у современных истребителей.

К тому же, ведется разработка совершенных инерциальных навигационных систем, например, на основе микрогироскопов, которые частично или полностью заменят датчики GPS, уязвимые к помехам.

art_bpla4.jpg Рис. 4. Скорее всего, российский ударный БПЛА будет похож на очень удачный и надежный американский MQ-9 Reaper I.

Правда, стоят все эти системы очень недешево. Так, США, обладающие всей необходимой научной и технической базой, только в 2012 году потратят на мероприятия, связанные с командованием, управлением, компьютерами, разведкой, наблюдением и рекогносцировкой (C4ISR) более 36 млрд долл.

При этом на исследования в этой области ежегодно Штаты тратят около 10 млрд долл., и это лишь вершина айсберга – счет при закупке и разработке современных электронных систем идет на сотни миллиардов. В последние годы большое внимание уделяется системам автономным навигации, не зависящим от спутниковых сигналов, а также защищенным космическим линиям связи. Пентагон работает над рядом проектов по созданию микроспутников. Например, в проекте SeeMe предполагается оперативно выводить на орбиту рой недорогих наноспутников, которые могут обеспечить связь с БПЛА и наземными войсками. Для этих целей в принципе можно использовать и беспилотный шаттл X-57B.

В целом на развитие современных систем связи и управления БПЛА американским военным понадобилось около 20 лет.

Турбовинтовые БПЛА плохо защищены от средств ПВО и истребителей – это общепризнанный факт. Частично проблему защиты от зенитных ракет решают системы РЭБ и ловушки: ракеты-приманки типа MALD и буксируемые типа ALE-50. Последние успешно применялись пилотируемыми самолетами во время операции НАТО в Югославии и, по словам американских военных, успешно отвлекли на себя десятки зенитных ракет.

Что касается защиты от истребителей, то с превосходством пилотируемых реактивных самолетов над неповоротливыми винтовыми БПЛА все не так однозначно. Не все об этом знают, но БПЛА уже принимали участие в воздушном бою.

Причем это были не суперсекретные сверхзвуковые перехватчики, а неуклюжий винтовой MQ-1 Predator. В 2002 году, еще до второй Иракской войны, американцы вовсю использовали БПЛА для наблюдения за территорией Ирака. Иракские зенитчики иногда сбивали беспилотники, но летчики не решались войти в запретную для полетов зону, поскольку там дежурили американские самолеты. Тем не менее, однажды иракцы улучили момент, когда патрульные самолеты оставили брешь в охраняемой зоне, и иракский летчик на МиГ-25 сбил MQ-1 Predator. Через несколько месяцев история повторилась, но на этот раз пилота ждал неприятный сюрприз: в ответ на выпущенную ракету, беспилотник неожиданно запустил свою ракету «воздух-воздух» (предположительно Stinger). Пользуясь мощными двигателями МиГа, летчик ушел от ракет, а Predator был все-таки сбит, но больше иракские истребители не рисковали приближаться к БПЛА. В настоящее время БПЛА MQ-9 Reaper штатно вооружены ракетами «воздух-воздух» AIM-9, которые можно применять для самообороны от истребителей и для уничтожения вертолетов. В случае необходимости тяжелые БПЛА, вроде X-47B, можно вооружить более «серьезными» ракетами вроде AIM-120.

Российской армии ударный БПЛА, безусловно, нужен. Прежде всего, для участия в контртеррористических операциях. В конфликтах низкой интенсивности беспилотники стали основным средством борьбы с минированием дорог, засадами, они эффективно выслеживают группы боевиков, уничтожают базы и автотранспорт террористов. Кроме того, без развития беспилотных ударных систем невозможен прогресс в военном деле: сегодня очевидно, что будущее за автоматизированными военными системами, гораздо более эффективными и надежными, чем живой солдат.

По словам главкома ВВС России Александра Зелина, отечественные ударные беспилотники поступят на вооружение в 2020 году, причем первые прототипы будут готовы уже в 2016 году.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.2 (27 votes)
Источник(и):

1. СNews