Robots, hype & Rock`n`roll: о культуре, музыке, автоматике и баянах

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

В статье речь пойдет о роботах-музыкантах и автоматах, играющих на традиционных музыкальных инструментах (гитарах, клавишных, ударных, бас-гитарах). Истории таких проектов в чем-то похожи, но каждая интересна по-своему. Помимо рассказа об этих необычных роботах и их создателях, я опубликую несколько видео и составлю собственный хит-парад из композиций, частично или полностью исполненных роботами. Под катом факты о современных роботах-музыкантах, их конструкторах и живых партнёрах по творчеству.

С явлением, о котором пойдёт речь в этом посте, я столкнулся достаточно давно и, что интересно, на страницах GT. Это была небольшая публикация sergeykalenik о выступлении в Москве группы Compressorhead. Тогда долго жалел о том, что пропустил это событие. Потом в ютюбе я посмотрел видео ещё одного коллектива, Z-Machines, который также меня очень впечатлил.

В прошлом году до меня дошли сведения о появлении на свет ещё одного музыкального проекта, где были использованы промышленные роботы. Он отнюдь не дублировал 2 предыдущих, но создавался в духе этого сравнительного нового веяния музыкальной культуры. Под впечатлением от этих проектов я стал живо интересоваться всем, что связано с автоматами, которые извлекают звуки из классических инструментов, начиная от экспериментов с лего и заканчивая малоизвестными разработками наших соотечественников в 80-х.

Всё верно, речь пойдет о роботах-музыкантах и автоматах, играющих на традиционных музыкальных инструментах (гитарах, клавишных, ударных, бас-гитарах). Истории таких проектов в чем-то похожи, но каждая интересна по-своему. Помимо рассказа об этих необычных роботах и их создателях, я опубликую несколько видео и составлю собственный хит-парад из композиций, частично или полностью исполненных роботами. Под катом факты о современных роботах-музыкантах, их конструкторах и живых партнёрах по творчеству.

Compressorhead — robo-punk not dead

Коллектив антропоморфных роботов-музыкантов был создан берлинским художником Франком Бранесом (Frank Barnes), а также его партнерами конструкторами Маркусом Кольбом (Markus Kolb) и Стоком Плюсом (Stock Plum).

Именно этот проект смог разжечь мой интерес к этой форме музыкального искусства.

Как следует из названия, для движений роботы-музыканты используют энергию сжатого воздуха.

Характерной особенностью участников коллектива являются не только исполнительские возможности, но и реалистичная сценическая пластика, которая делает выступления очеловеченными. Иными словами — разработчики подарили машинам “характер”, с использованием, казалось бы, банальных выразительных средств.

Сегодня коллектив состоит из целых шести участников. В состав входят:

  • Stickboy — четырехрукий ударник, созданный ещё в 2007-м году. Можно сказать, ветеран коллектива, с которого всё началось. Исполнение также осуществляется при помощи ног, которые робот использует для управления педалями бас-бочек. Особого внимания заслуживают реалистичные движения головы с металлическим ирокезом. Описание на официальном сайте группы гласит следующее: “Four arms two legs and one head, no brain”. Контроль осуществляется при помощи — Midi.
  • Fingers — манипулятор-гитарист, извлекающий звуки с использованием 78 независимых пальцев, имеет 2 руки. Экспрессивно мотает головой и двигает туловищем вверх-вниз и поворачивается в разные стороны. Построен в 2009 году. Играет на Gibson Flying V с Min-E-Tune System. Характер скверный, не женат, носит солнцезащитные очки.
  • Hi-Hat Humper (Junior) — самый маленький участник группы с ростом менее полуметра. Управляет педалью Хай-хэта, упрощая задачи Stickboy. Двигается в ритм композиции и любит неожиданно поворачивать голову в сторону зрителей. Голова снабжена металлическим ирокезом.
  • Bones — электронно-механическая копия типичного басиста. Играет двумя четырехпалыми руками. Может передвигаться по сцене на гусеничной платформе. Голова оснащена декоративными рогообразными антеннами. Завершен в 2012 году.
  • Hellgå Tarr — единственная женщина в коллективе, роль — вторая гитара и бэк-вокал. В перспективе должна первой получить перемещение при помощи антропоморфных подвижных ног. Построена и вошла в состав коллектива в 2016-м году.
  • Mega-Wattson — самый харизматичный фронтмен в истории. Для его постройки собрали средства на Kickstarter, и, как оказалось, собирали не зря. Робот очень реалистично имитирует пение, открывает рот, пластично двигает туловищем, может перемещаться по сцене на гусеницах. К концу 2016 года вокалист был полностью завершен.

Как собирали фронтмена можно увидеть здесь:

Приписываемый коллективу статьями в Вики 2013-й год рождения — хронологическая ошибка. Наиболее ранним публичным выступлением группы считается дебют Fingers и Stickboy в студии Brainpool (Кельн, Германия), который состоялся в марте 2012-ого года. Роботы исполнили кавер на “TNT”, группы AC/DC, оный впоследствии стал программным произведением.

В начале 13-года создатели коллектива пригласили канадского панка Джона Райта из группы Party Machine в качестве автора произведений. Музыкант написал для роботов 3 песни и стал музыкальным менеджером коллектива. Эти оригинальные треки, а именно одноименная «Compressorhead», «Speed ​​Walking Lady» и инструментальный вариант песни Hanson Brothers «Моя девушка» робот" стали основой концертной программы.

Репетиция под руководством Джона Райта

Позже композиции райта войдут в первую студийную работу коллектива Party Machine, выпущенную в 2017-м году.

Живое выступление 2017-го года

Как и многие живые рок-музыканты, Compressorhead используются в рекламе. В начале музыкальной карьеры с молчаливого согласия материально заинтересованных создателей рекламировали продукцию компании GIbson.

Промо акция Gibson

Помимо собственного материала коллектив исполняет композиции таких банд как Nirvana, AC/DC, Motorhead и прочих легенд мировой рок-музыки.

Z-machines и Squarepusher

Z-machines — это ещё один известный коллектив роботов-музыкантов, созданный японскими инженерами под общим концептуальным руководством известного дизайнера Кенджиро Мэцуо (Kenjiro Matsuo). Цель проекта сделать роботов, которые смогут значительно превзойти возможности людей в исполнении музыки на обычных инструментах.

Основные работы по проектированию и изготовлению машин были проведены в Токийском университете. Сегодня Z-machines считаются наиболее конструктивно сложными. Робот гитарист по имени Марш оперирует 78-ю “пальцами” и 12-ю управляемыми медиаторами на двухгрифовой гитаре. Ашура — робот-ударник оснащён 22-мя руками, что делает его возможности по управлению ритмом почти безграничными. Робот клавишник по имени Космо отличается скоростью звукоизвлечения и способен осилить такие интервалы как 64-я и 128-я. Многих, кто видел Космо в живую, очень впечатляет его внешний вид с зелеными лазерами в глазах. Органы управления инструментами приводятся в движение электрическими и пневматическими приводами.

Изготовление и настройка музыкальных роботов Z-machines

Дебют коллектива был коммерческим мероприятием для спонсоров слабоалкогольного бренда ZIMA. Произведения, которые исполнял коллектив, были либо однообразным полуэлектронным мясом, либо полупопсовым суррогатом с анимешным колоритом.

Между тем сама необычная идея впечатлила многих, как в Японии, так и за её пределами. В частности, в проект включился достаточно популярный у себя на родине DJ Tasaka. Хотя остается не до конца понятным, что для диджея было основным мотивирующим фактором — возможности роботов или гонорар от ZIMA.

Кэндзиро предложил композиторам использовать возможности своих роботов, и, как утверждает разработчик, многие согласились. Коллектив особенно известен сотрудничеством с Томом Дженкинсоном, более известным как Squarepusher. Музыкант, используя роботов, записал альбом из пяти композиций, который назвал “Music for Robots”. И эта работа, пожалуй, стала первым опытом использования роботов не в целях коммерческого PR, а для расширения возможностей создателя музыки.

Первый релиз Squarepusher с роботами под названием «Sad Robots Goes Funny».

После внушительных успехов Кенджиро Мэцуо постепенно охладел к проекту Z-machines и в последние годы переключился на применение искусственного интеллекта при создании музыкальных дронов. Вероятно, что в случае запуска музыкального ИИ, он может быть вполне испытан с Z-machines.

Найджел Сэндфорд и миллионы просмотров для компании KUKA

Пожалуй, это один из тех случаев, когда интересы музыканта и интересы бизнеса полностью совпадают. Немецкий производитель промышленных роботов компания KUKA и музыкант из Новой Зеландии Найджел Сэндфорд нашли друг друга в нужный момент.

Результатом работы Стэндфорда с роботами стал альбом Automatica, который увидел свет в прошлом году. В поддержку альбома и, конечно, компании производителя, был записан клип с признаками вирусного ролика. Ролик хайпанул в сентябре 2017-го, и о компании KUKA узнали даже те, кто никогда в жизни не был связан с промышленной автоматикой.

В клипе роботы делают почти невозможное. Если этот безусловный баян прошел мимо вас, рекомендую сначала посмотреть на короткие выдержки с репетиций Стэндфорда, а уже потом переходить к клипу.

репетиция и настройка

репетиция и настройка

репетиция и настройка

клип

Владимир Демин и баян из СССР

Я не планировал включать этого талантливого соотечественника в материал и, откровенно говоря, не знал о его работе. Первое видео, которое меня впечатлило, было исполнение гитарным-роботом токкаты и фуги ре-минор И.С. Баха по органной партитуре. Я напоролся на него случайно при подготовке этого поста.

Биографической справки об этом человеке в сети, вероятно, нет. Есть лишь скудные сведенья из интервью в hackaday.com, где Демин сообщает, что он инженер и программист, который в качестве хобби занимается музыкальными роботами, что живет он в Москве, а ранее обитал в Иркутской области. Также есть его YouTube-канал, где определённо есть, что посмотреть.

А потом YouTube порекомендовал мне вот это:

На видео Владимир говорит о том, что продемонстрированное устройство он создал в 1988 иди 1987-м, само видео записано в 1999-м году. После просмотра я понял, что автор этих устройств обязательно должен попасть в этот материал. Я не исключаю, что в нашем блоге появится интервью с этим человеком.

Итог

Я искренне надеюсь, что застану то время, когда композиторы начнут писать произведения для роботов. Такие проекты способствуют популяризации науки и техники, позволяют понять возможности, которые может подарить прогресс. Мне сложно представить, какой будет эта музыка, написанная с учетом возможностей музыканта-робота, но я убежден, что выход за пределы физиологии живого исполнителя открывает перед создателем произведения безграничные возможности.

В материале использован фотоконтент:

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

geektimes.ru