Кадровая политика
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Специализированный раздел, посвященный кадровой политике в области построения наноиндустрии РФ
- Привлечение и удержании молодых кадров в наноиндустрии РФ
- Престиж ученого
- Тестирование и Кадровый Резерв
Почему пока так медленно поворачивается инновационная машина России. Народ устаёт смотреть на этот бесконечно долгий процесс. Расскажите где «смазать», что «подкрутить», где «переналадить», а что и вообще – обрезать да выкинуть? Как, наконец, заинтересовать молодёжь?
Или «пОстите» прямо здесь.
P.S.
Это сообщение не маркетинговая «акция». Хочется действительно наладить связи и пусть это будет началом серьёзного взаимодействия.
- kur's блог
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Привет. Решил отпоститься. Почему долго разворачивается инновационная машина – потому что одних финансов мало , нужны еще и мозги и план действий. Как раз все и хотят чтобы помогли «смазать» , «подкрутить» /etc , а сам думать никто не хочет. Только когда начнем думать сами , подбирать коллектив , устраивать мозговой штурм и т.д только тогда и станет возможным реализация инноваций.
P.S. Я могу быть не прав , может неправильно понял или неправильно донес , так что сильно не пинайте
Вы правы – одних финансов крайне мало! Нужны люди. А людям нужны условия. Возможно это звучит странно, но мне например кажется, что средства программы построения наноиндустрии должны тратиться в том числе и на строительство жилья для молодых учёных. И чтобы потом никто не мог упрекнуть в нецелевом использовании. Только тут много подводных камней. Например, влиятельные папаши-деканы начнут подсовывать своих сынков как «учёных» и т.д. Но наверное можно ведь зафиксировать какие-то жесткие условия получения такого жилья. Давайте обсудим, например эту, с моей точки зрения, базовую тему.
Как думаете?
Извините, kur, а вы имеете какое-то отношение к нашему правительству? То есть, если мы сейчас тут что-нибудь дельное и придумаем, вы потом сможете это применить на деле?
Ну что вы! К правительству отношения не имею :). Но я руковожу данным проектом (nanonewsnet.ru) с момента его основания и совершенно точно знаю, что нас читают на всех уровнях: от школьников и студентов до членов правительства. Кроме того, нам приходится участвовать в разных мероприятих вплоть до тех, на которых присутствуют в том числе и члены правительства. Так что есть реальный шанс быть услышанными. Но только если мы будем говорить по делу, а не просто болтать языком в собственное удовольствие.
Вы абсолютно на мой взгляд правы насчет влиятельных деканов. Такие , так сказать, родственные кланы можно увидеть во всех отраслях отечественной промышленности и на всех уровнях. К тому-же следует отметить , что как правило высшие или высокие должностные обязанности занимают люди воспитанные совковой школой и с большим трудом воспринимающие все новое – это 2ое препятствие которое будет мешать быстрому развитию. Не зря ходят разговоры о принудительном обучении чиновников работе на компьютере. Если уже на данном этапе возникают проблемы , то извините что же будет дальше? Попутно зайдите сюда http://www.kobr.spb.ru/innovac/ и почитайте про инновации и вы поймете что я имею ввиду.
Кur как вы отмечали выше это проблема жилья. На мой взгляд оптимальное решение это что-то вроде академгородка , но не как сейчас одна комната в доме на 1000 семей с 1 туалетом и душем на этаж (Могу ошибаться т.к точно не знаю). А жилищные условия д.б такими чтобы заинтересовать потенциального работника. Ну и конечно же эти квартиры должны предоставляться на период контракта. Что касается не целевого расхода средств , то здесь важен контроль. Как известно лучший контроль – это контроль заинтересованного лица , то бишь ЧП. Здесь я хочу сделать поправку не любого , а например такого как «Газпром» или аналогичных ему. Почему такой вариант?
Во-первых: большой % акций принадлежит государству и т.д.
Во-вторых: он также может быть хорошим инвестором и ему это будет проще сделать с его бюджетом.
В третьих: Использование новых технологий улучшит его позицию.
P.S. Я могу быть не прав , может неправильно понял или неправильно донес , так что сильно не пинайте
Да, насчёт предоставления ХОРОШЕГО жилья специалистам-нашим соотечественникам можно поучиться у китайцев…
Вот, посмотрите хотя бы здесь:
http://www.nanonewsnet.ru/…stve-s-minis
По поводу молодежи – она, конечно, сейчас потянулась к науке, но, на мой взгляд, недостаточно. Наука должна быть «модной». Иначе – умный студент так и будет оставаться «ботаником». Думаю, несколько красиво и стильно оформленных агитационных роликов, прокрученных по центральным каналам могут немного поправить дело.
Итак, жильё..
(далее пишу – как выписку из «..Положение о Технопарке..» :) )
Строительство серьёзного технопарка в обязательном порядке должно включать в себя создание достойной социальной составляющей: жилье для сотрудников + наличие дошкольных учреждений (средние школы должны быть в ближайшем окружении как минимум).
Жильё предоставляется на конкурсной основе и на период контракта с технопарком. Предоставление жилья может учитывать в том числе и, например, время проезда до рабочего места и иметь обязательные квоты для молодёжи и старшего поколения. Так, например, если человек проживает в зоне часовой доступности до Технопарка то ему жильё не предоставляется. (тут, конечно будут злоупотребления) Если далее, или человек из другого города – предоставляется однозначно.
На период проживаения молодой (или «любой», но в соответствии с квотированием) учёный получает от государства целевую накапливаемую дотацию на приобретение жилья (почти как военные, а что?, сейчас ученый это наше оружие см. например: «Наполеон и наука»).
Дотация напрямую завязана с научным уровнем ученого, например, с индексом цитирования Хирша и/или с достижениями ученых степеней и званий. Если человек изначально проявляет активность, то дотация растёт, при уменьшении активности дотация падает. При разрыве контракта дотация не возвращается. (это связанно с тем, что дотация отражает не авансовый, а текущий-достигнутый вклад учёного) (дааа… это ведь может быть распространено на науку в целом.. А может и нет, если это положение увязывается только с положением о Технопарках и молодых ученых).
Существует так называемый испытательный срок. В рамках которого динамика научных достижений не оценивается (а может оценивается, но по особому). Если человек не проходит испытательный срок, то он возвращает деньги потраченные Технопарком на аренду его жилья. (либо не возвращает – подумать).
Приобрести жильё с использованием накопленных средств можно только вне Технопарка. (это связанно с тем, что необходима «молодая кровь»). Приобретя жильё человек освобождает жилую площадь в Технопарке. (даже если жильё приобретается членами его семьи – тут конечно нужно подумать).
По завершению контракта он либо продлевается, либо закрывается с освобождением жилья.
Теперь о престиже профессии.
Понятное дело, что это сложный вопрос. Обязательно нужно иметь ввиду, тот факт, что престиж иногда не напрямую связанн с финансовыми возможностями, бывают очень престижными и социальные возможности: качество жилья, перспективы, например такие как описаны выше.
1. Ученый должен быть героем. Как олимпиец, принесший золотую медаль своей стране – ученый должен получить такую же славу (и деньги) за свою разработку. Обязательно нужна наша – российская нобелевская премия (не международная, а именно всероссийская), о которой должна знать вся страна, церемония награждений должна трансливаться по центральным каналам. Может, сейчас что-то такое и есть, он об этом мало кто знает.
2. Как уже сказал выше Александр, обеспечение жилья и дотации – очень важный момент.
3. Можно, чтобы эта статья светилась на главной странице? Тогда больше народу подключится =)
По поводу премий согласен – но тут я не силён – может кто-то знает о системе привелегий и оценок труда учёного в системном изложении – расскажите.
Насчёт «разместить на главной странице» – там слева есть вход в это обсуждение. Но мы сделаем место, где опубликуем как бы результаты наших предложений.
Хотелось бы продолжить разговор – какие есть мысли ещё?
Так вон же – есть Указ Президента на эту тему – ещё от 2004 года:
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры
(в ред. Указа Президента РФ от 30.08.2004 N 1131)
В целях совершенствования системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры п о с т а н о в л я ю:
1. Учредить три Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий и три Государственные премии Российской Федерации в области литературы и искусства в размере 5 млн. рублей каждая…
http://elementy.ru/…ry9/u785.htm
Это указ о совершенствовании и учреждении премий. А указ выполнен был? Отчитался кто-нибудь по этому поводу президенту?
Роснано занимается только новыми разработками в области нанотехнологий, или образованием в этой же области в том числе?
Голубчик, ну уж это слишком!.. Нужно смотреть телевизор, слушать радио или хотя бы читать газеты. Да и в Интернете все эти сведения имеются в изобилии…
Вот оформилась мысль о поиске и подборе сотрудников. На мой взгляд довольно неплохими вариантами могут быть такие
1. В учебных заведениях страны (ВУЗы , Академии , etc) , на скажем последнем этапе обучения подаются тесты (некий аналог теста Айзенка , который раздают в школе). Тесты предлагаются всем подряд без исключения. Вопросы в тестах должны отображать тот уровень знаний который являлся бы пороговым для приема на работу. Проверка работ осуществляется в Центре во избежание различных манипуляций. Если тесты учеником не пройдены ничего страшного , если же пройден – прием на работу , или возможность дальнейшего обучения. Так же обратить возможность на участников олимпиад и т.д. Также наверное необходимо делать некое проф. разделение при подаче тестов , т.к. генетик и скажем IT-специалист все-таки обладают различным набором знаний , и одни и теже вопросы вызовут затруднение. В то же время вопросы д.б. довольно трудными ведь основная цель отобрать самых самых, ну скажем 500–1000 человек в год.
Можно назвать этот механизм «механизмом создания кадрового резерва». Я бы в этой ситуации не делал данное тестирование обязательным. И более того – не привязывал бы его к окончанию обучения. Лучше так: хочешь попасть в кадровый резерв страны: приди в центр и пройди тестирование по соответствующему направлению. Но вот тут не плохо бы еще кроме прав у человека прошедшего тестирование, дать бы ему ещё и обязанности. А то эти базы сразу «сольют» иностранцам и в след за базами туда «сольются» и специалисты. А обязанность такая: успешно прошедший тест чел. обязуется не выезжать за границу на работу в течение скажем 5 лет. Это плата за его привелегии в трудоустройстве в лучшие научные центры. (А если к этому иметь ввиду получение жилья – см выше в обсуждении, так это серьёзный стимул будет)
А чтобы содержать этот центр резервов, можно за сдачу экзамена небольшие деньги брать. При этом, чтобы студенты могли сдать бесплатно.
А зачем говорить человеку прошел или не прошел он тест? Мне кажется это лишнее , ведь сказав ему это я(государство) развязываю ему руки. На мой взгляд , когда я провожу эти тесты , то я собираю информацию для себя. Для своей базы. И в случае если человек мне подходит , то я делаю ему предложение от которого он просто не может отказаться :). А то что привязывать или не привязывать этот тест к окончанию образования это просто вопрос багажа полученных знаний , и в конце обучения их как правило больше.
Вот здесь я позволю себе не согласиться т.к. моя основная цель , как работодателя найти не того человека , который успешно сдаст экзамен с N-ной попытки , а того который хорошо понимает о чем идет речь , с незаурядным умом , и способным хорошо ориентироваться в экстремальной ситуации. А то о чем говорите вы – это из разряда «если долго мучиться». Да и цель собственно говоря другая. Главное не количество , а качество.
Не скажи, johndoe, не скажи… Я вот был знаком с одним японцем. Так он в течения нескольких лет (по разу в год) – чуть ли не восьми (!) – сдавал и сдавал у себя – довольно суровый – экзамен на право занятия какой-то там должности. Типа эксперта по патентному законодательству. И даже не «законодательству», а по «практическому патентованию»… Так в конце концов он «дожал» их и «прорвался»…
Кому от этого плохо?
Страна получила грамотного специалиста, который за эти годы приобрёл довольно фундаментальные знания. ВАМ, может быть, он не нужен, но это не отменяет самого принципа…
Разумеется, можно ввести какие-то ограничения, но полностью, на мой взгляд, эту систему «выплёскивать» нельзя…
Никст, ну это уж слишком! Вы были в Роснано? Дверь туда открывали? В кабинет входили? С секретаршей Светланой Калашниковой общались? Ну продолжайте смотреть телевизор, слушать радио, читать газеты и Интернет. В добрый путь!
Хо! Татьяна, а в чём дело? Может быть, недоразумение вызвано тем, что мой пост был в ответ на предыдущий пост:
Это указ о совершенствовании и учреждении премий. А указ выполнен был? Отчитался кто-нибудь по этому поводу президенту?
Теперь по поводу РОСНАНО. Был я у них давным-давно, когда ещё никакой Светланы Калашниковой и в помине не было. Но так как я, так сказать, «уже вне конкуренции», то мы вместе и посмеялись… Тогда… Да и теперь я бы тоже не пошёл к ним работать – посмотрите, кого они набирают: молодых (и красивых! ;-)) ребят с богатой экономической биографией… Куда с ними тягаться!
Но зато, глядя «со стороны», нам гораздо виднее, насколько «эффективно» и «энергично» действует эта могучая Корпорация…
(См., например, здесь: http://www.nanonewsnet.ru/…partnerom-rf)
Ну так святые слова – молодые и экономические. А когда приходят туда нормальные ученые с готовыми разработками, то Роснано тихонечько и честно говорит на ушко: мы живем на проценты с выделенных денег и вы нам не нужны. Приходите через три года с не с разработками, а с готовой продукцией, мы вам чуток заплатим и вами отчитаемся за свою работу.
Тоже может быть… ;-)))
Так надо напустить на них С.Б.Иванова + С.В.Степашина…
Пусть «поковыряются», может быть, это и подтолкнёт процесс создания отечественной наноиндустрии…
Вот так прямо и говорят : _http://gzt.ru/business/2008/09/08/223014.html
«Всего в госкорпорацию поступило более 600 заявок на общую сумму 440 млрд рублей. Однако, как поясняет Меламед, более 70% из них – это заявки на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, поддержка которых не входит в компетенцию "Роснанотеха». Госкорпорацию интересуют лишь проекты, которые предполагают выход на производство."
Мой просто в ступоре – Меламед предполагает , что зарубежный изобретатель или ученый пойдет к нему с уже готовым продуктом? Ведь российская бюрократия довольно тяжелая и выбить здесь хоть что-то будет наверно потяжелее чем за рубежом(?). Ведь у нас развитая бюрократия. Так и будет РНТ сшибать копейки. А когда же сами думать начнем?
Граждане!!! :)
Не тот разговор пошёл! Я этот пост завел не для выяснения того, что за «тормоза» сидят у нас в стране на тех или иных местах. Но для выработки конкретных рекомендаций и предложений. Видите – с ними то и у ГК :) и у нас самих с вами – не густо! Критиковать конечно нужно, тут мы все мастаки, тем более, что это такое приятное занятие – повышает самооценку :). А что, слабо генерить реальные решения?. Время – уходит! Давайте уже «по делу».
Я постараюсь разъединить темы в разные посты и сделать отдельную страницу с выводами.
Вообще то о кадровой политике имеет смысл разговаривать только после определения стратегических целей всего нанопроекта, а я их пока не вижу. Пока не определено, что и зачем делать, формулировать кадровую политику бессмысленно.
Привлечение кадров в науку строится по той же формуле, что и в любую другую отрасль: нормальная зарплата плюс ощущение значимости и ценности выполняемой работы. У нас же гонка создаваемых наноцентров идет по линии кто больше в оборудование вложит. Я видел много сообщений о том, что в одном центре в оборудование вложено 100 млн.руб, в другом 200 и т.д. не видел ни одного сообщения, где заявляется, что например СНСу будут платить 40 тыс.руб. или больше. Пока руководство не поймет, что оборудование без людей не стоит ничего, кадровый вопрос не решить.
Престиж любого человека в нашем обществе в первую очередь определяется его зарплатой. Будет у ученого хорошая зарплата, будет и престиж.
По поводу тестов. Очень многие ученые, и я с ними согласен, считают, что тесты показывают лишь способность человека писать эти тесты и их использование является скорее негативным фактором с точки зрения общей эффективности работы. А кадровый резерв возможен только в условиях избытка кадров, которого лично я не наблюдаю.
Итак «О престиже»
Можно считать, вопрос почти исчерпан по этим направлениям. Я бы сюда добавил о перспективах – т.е., например, возможность заработать прибольшую кучу денег помимо зарплаты (это я о коммерциализации перспективных открытий и технологий)
или мы что-то забыли?
О «кадровом резерве»
Возможно это неудачное название. Избытка кадров у нас конечно нет, у нас есть их недостаток. Именно исходя из недостатка полезно было бы иметь реестр специалистов, готовых решить требуемую задачу. Возможно это надуманная проблема и этих людей легко отыскать посредством интернета… (анализ ссылок, индексов цитирования и т.п..) Не знаю легко ли это. С другой стороны имея реестр, этих людей легко будет сманивать зарубеж.
Что в своё время так блестяще сделал Джордж СОРОС…
Нанотехнологии относятся к тяжёлым специальностям.Будущий специалист заканчивает университет, потом порядка 10 лет должен работать и постигать науку от старших товарищей в исследовательской группе, она же его научная школа. Понимание предмета (уровень эксперта) проиходит ближе к 40 годам, хотя светлые идеи, как таковые, могут посещать и много раньше, но возникнут проблемы вокруг реализации, разрешаемые с помощью старших. Я физик, автор проекта, сужу по себе и по тому, что видел по жизни. Так что кадровый резерв (предлагаю заменить на ресурс)возникнет не скоро. Пока необходимо сосчитать учителей (экспертов),планы большие, а вот их действительно мало для создания нового и многочисленного кадрового ресурса.
Глядите ка, а вот и Федеральная Целевая Программа: «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» подоспела. И среди прочего идёт разговор о том, что необходмо:
«..строительство жилья для временного проживания студентов и молодых ученых, а также преподавателей и ученых, приглашенных для работы в научно-образовательных центрах».
ФЦП должна заработать с 1 января 2009г и рассчитана до 2013 года.
Не верю в светлое будущее нанотехнологии в России, так как существенное сокращение бесплатной подготовки квалифицированных кадров (бесплатными остаются около 20% мест в магистратурев государственных ВУзах) приведет через несколько лет к резкой нехватке инженеров. Еще одним тяжелым результатом будет потеря преподавательских кадров ввиду сокращения бюджетного финансирования ВУзов, так как на большой приток студентов на платной основе надеяться не приходится из-за низкой зарплаты инженеров на производстве (не из чего отдавать возможные кредиты на образование). Да и остальные кадры при нынешней финансовой политике разбегутся (заработная плата доцента, кандидата наук со всеми надбавками в настоящее время составляет 9000 рублей).
Про спецов ..помоему у нас с ними туго, очень туго. Сам сварщик=) Работал на произвдстве ОПП(автоматов приема платежей) и когда приходилось за инжинера насраивать сварочного робота ет уже диградация нации=(
По теме нужны 1 школы с нормальными учебниками, 2 институты без псевдо учителей каторые учат по программе 76года…причина проста там где принимают решения думать нехотят. 1 обеспечить потанциальных спецов работай и не временной. 2 Сделать хотяб 50% бесплатных мест по нужной спицифики. (потом можно и уменьшить сча нужно сделать задаток те кто прорветцо потом будет тянуть новичков) 3 соц гарантии, реклама профы, премии, звания и тп
Но думаю ето и так всем ясно , проблема наверно стоит в том какбы сохранить то что есть но из..нуться так чтоб получилась канфетка.
Про тесты…это утопия … Должныбыть реальные работы а чтобы они были в институтах и прочих учереждениях должныбыть соответсвующие лабаратории, педогогическая база.
Вообще непойму чего тут сложного…чтоб построить верх сначало нужно остроить низ.
Я помоиму развожу демогогию, так как тут надо знать и финансовый аспект…внутриполитичский, ну и саму тематику=) Простите за ошибки русский в школе некогда было учить=)
Зачем говорить о привлечении молодожи к науки? Когда в нуках сокращаются бюджетные места и зарплаты копеечные… Жить то на что то надо. а тем кто хочет работать в науке, тому дорогу не дают.
Вообще есть такое понятие, как «унификация». И его очень хорошо было бы применить к нашему образованию, благо все возможности для этого есть. Также разделяю мнение о «псевдоучителях», но если говорить более конкретно то, все что мы сейчас имеем это наработки еще Сталина и Ленина когда и были заложены все принципы что образования и медицины, так и прочего.