По поводу реформы образования.

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

-->

Я вспоминаю сказку, кажется «Чёрную курицу» или другую похожую, там ученикам давали задание выучить на память (!) целые страницы учебников.. Интересно, почему мы, нашы мамы и папы могли учить все эти базовые предметы, а нынешние школьники – нет? Я не педагог, но понять этого не могу. Математика, Русский язык, – просто должны быть – это нельзя обсуждать. Точка.

Физика, Химия, История, География, Биология – просто должны быть. Объёмы этих предметов, причём исключительно в части подготовки к вступлению в соответствующий ВУЗ, могут варьироваться но они должны быть и их базовый уровень должен быть высок – точка.

Что касается РОСНАНО и Соболевой (см статью здесь). В принципе, я с ней согласен. Нанотехнологии это интегрирующий предмет. У человека появляется понимание связности, единства мира и понимание того, а нафига меня всеми этими предметами пичкают: физика – химия – математика – биология – это всё инструменты познания единого мира. И это действительно – красиво. Вы сами то помните своё школьное понимание единства мира? Я – нет. Предметы были никак не связанны между собой, они и сейчас не связанны.

Конечно я понимаю – навязывать ещё один предмет в нынешних условиях невозможно. Что делать – не знаю – потому рецептов и не даю. .. Ну может только если попробовать. Вот моё, например, понимание единства мира приходило через практику. Через умение применять в жизни, на самой что ни на есть практике, базовые школьные знания. Иными словами именно практические занятия могут решить вопросы как интереса к предметам, эффективности их освоения, так и в конечном итоге понимания целостности мира. Легко сказать.. Труднее сделать. Это тянет за собой потребности в хорошем оснащении школ, а главное потребность в хороших педагогах – креативных, современных, знающих современные тенденции и саморазвивающихся. Да где ж их взять, когда профессия в последних списках общественной профессиональной престижности…

Такой круг получается.

К тому же современное обучение давно уже стало не способом создания образовательного базиса, а способом подготовки к вступительным экзаменам в ВУЗ. Сейчас ВУЗ – это крайне важно для человека – это во многом определяет его позиции в обществе в дальнейшем. Вот отсюда и весь сыр-бор – чисто утилитарный взгляд на образование – подготовка к ВУЗу – это мне нужно, это не обязательно.

Однако есть простой постулат: дети должны быть как минимум не глупее своих родителей.

Моя дочь, например, учится в Бауманке на технической специальности, и учится вполне достойно. Уж потом получит второе высшее по экономике или менеджменту. Мои друзья в своё время говорили – пожалей девочку! Теперь она смеётся, когда слушает о том, чему и как учат в «престижных столичных вузах» её подружек. Короче, сперва базис – как в школе.

Конечно прочитав этот панегирик, можно спросить – да на фига всё это – что за «целостность картины мира» такая!? Что за оторванный от жизни «романтический бред»? А вот и нет, дорогой оппонент.. Как часто мы в бытовом общении видим людей – взрослых дядей и тётей, которые ни-фи-га не соображают в устройств этого мира. Прикрывают собственную безграмотность потребительской позицией: «…чего разбираться, не до этого, всё что нужно купим! У нас – другие заботы!» Потом эти дяди и тёти идут на руководящие позиции – на местном корпоративном уровне и далее.. выше .. выше.. вполне себе спокойно так доходят и до Думы и до Правительства, повезёт и до самого президенства можно добраться. А сознание то – прежнее. Поделим – заплатим – сделают – купим. Кто сделает? Китай? Так вот китайские дети сейчас самые образованные в мире, китайская экономика мощная и динамичная, военные расходы одни из самых больших в мире – мы об этом писали да не раз. В общем, вы всех этих людей прекрасно знаете – «эффективные менеджеры». В тысячах горьких историй мы слышали как эти «эффективные менеджеры» относятся к нуждам практиков производства, науки, образования. Вот тут и тупик. Всем нам сейчас хорошо известный тупик. Тот тупик из которого ищет выход в том числе и наш с вами Президиент со своей идеей модернизации. Но почему же со своей – с нашей общей!

А начало – в школе.