Целевой триплет
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
«Не инвестируйте в технологию. Инвестируйте в спрос»
Из интервью Питера Добсона (Peter Dobson), директора Бегбрукского Научного парка
Данный совет, конечно же, не стоит понимать буквально. Однако применительно к российской действительности, он затрагивает очень важную тему – социальную составляющую перевода нашей экономики на инновационные рельсы. В конечном счёте, именно отношение людей к проблеме определяет провал или успех этой грандиозной задачи.
Отрадно, что сейчас в обществе никем не оспаривается особая важность задачи формирования кадрового потенциала наноиндустрии. По разным оценкам российской наноиндустриии требуется от 20 до 40 тысяч специалистов. Недавно прошли встречи и конференции, посвященные организации Общественного Совета по формированию системы эффективного образования в области наносистем, наноматериалов и нанотехнологий, и общероссийского «Нанотехнологического общества».
Для того чтобы использовать преимущества системного подхода для решения задач, стоящих перед этими общественными организациями, а также перед российской «нанотехнологической инициативой» в целом, в данной статье предлагается методическое решение, призванное помочь взглянуть на общество с точки зрения места его отдельных групп в инфраструктуре наноиндустрии и учета их интересов. Действительно, в случае формирования целевых образовательных и популяризаторских программ, желательно отдавать предпочтение системному, а не «умозрительно-интуитивному» подходу в выборе целевых аудиторий. Это позволит более обоснованно ответить на такие важные вопросы как: «Кого именно нужно учить? Как учить, чему и зачем?»
Вообще говоря, у образовательной системы должны быть два основных направления деятельности: собственно Образование – направленное на подготовку новых и переподготовку существующих кадров и Популяризация – направленная на подготовку общества в целом к восприятию новой технологической реальности.
— Образование – подготовка специалистов
— Популяризация – формирование рынка – рынка товаров, услуг и специалистов.
Рассмотрим основные признаки, влияющие на формирование образовательных стратегий: Возраст, Специализация, и Квалификация.
Возраст
Первым традиционным признаком является возраст. Ясно, что образовательные стратегии для разных возрастных групп отличаются существенным образом ввиду наличия у них разного общеобразовательного багажа и разных личностных целевых установок. Поэтому популяризация одних и тех же знаний (знаний одного уровня сложности) для разных возрастных категорий может строиться в том числе и на разных примерах.
Специализация
Сложность организационно-технологических циклов производства современных высокотехнологичных изделий порождает в обществе необходимость узкой профессиональной специализации. А это в свою очередь требует формирования для узкопрофессиональных целевых групп собственных стратегий общения, в нашем случае – образовательных стратегий. Конечно, в ряде случаев, схожие технологические циклы могут приводить к унификации образовательных подходов, но в общем случае, без учёта специализации целевых групп нельзя говорить об эффективных методах взаимодействия с ними.
Таким образом, понятие Специализации является вторым основным целевым признаком. Оно может быть разделено на два уровня.
К первому уровню отнесём Специализацию по виду деятельности, например исходя из занятости в инфраструктуре целевых программ (см . рис. 1.): законодательство; наука; образование; энергетика; авиация; медицина; сельское хозяйство; автопром; и т.д.
Рис . 1. Инфраструктура Индустрии
Ко второму уровню отнесём Специализацию по занятости на конкретном этапе организационного или технологического цикла. Для высокотехнологичного изделия основными этапами Жизненного Цикла (ЖЦ), как известно, являются (см. рис. 2.):
Основные этапы / Переходные этапы
- Фундаментальные исследования
— 1–2 Трансферт научных открытий - Прикладные исследования
— 2–3 Трансферт технологий - Опытное производство
— 3–4 Сертификация - Промышленное производство
— 4–5 Рынок - Эксплуатация (включая и ремонт)
- Утилизация
Рис. 2. Жизненный цикл высокотехнологичного изделия
Все обозначенные этапы достаточно традиционны и все же отметим особенности некоторых из них. Традиционно проблемными для современной России считаются переходные этапы: «Трансферт технологий» и «Сертификация», именно на этих этапах, как правило, застревают на долгое время или навсегда многие технологические новинки. Нельзя не сказать и о таком важном этапе, как «Утилизация». Этот этап при системном подходе во многих случаях оказывается не менее важным, чем собственно эксплуатация. Недостаточное внимание к вопросам утилизации может в случае высоких технологий приводить к большим экологическим проблемам (и как следствие к финансовым). Например, технологии утилизации металлических авиационных или автомобильных конструкций являются достаточно проработанными, а вот утилизация тех же конструкций выполненных из нано-композиционных материалов, может оказаться весьма затратным делом. В силу того, что конкретные образовательные программы, как правило, строятся для какого либо одного вида профессиональной деятельности, например энергетики, то и признак Специализации сосредотачивается на рассмотрении этапов или (конкретного этапа) Жизненного Цикла только определенного класса высокотехнологичных изделий и процессов.
Кстати, не нужно забывать ещё об одном типе Специализации, а именно: «Отсутствие Специализации». Этот тип характерен для основной массы населения, т.е. людей не занятых непосредственно в наноиндустрии, однако являющимися реальными или потенциальными потребителями её продукции. В большей степени от объёма «нанотехнологических» знаний именно этой целевой группы зависит успех формирования рынка нанотехнологической продукции и связанном с ним рынка занятости для специалистов-нанотехнологов.
Квалификация
Следующим, столь же традиционным признаком, является уровень квалификации – или уровень начальной подготовки целевой группы. Квалификация является в большинстве случаев и «отправной» и главной целевой точкой – критерием – образовательного процесса.
Выводы
С учётом всех вышеперечисленных целевых признаков: Возраст – Специализация – Квалификация, мы получаем некое трехмерное целевое пространство, что позволяет из псевдонаучных соображений :) назвать его «Целевым Триплетом».
Рис. 3. «Целевой триплет»
Целью образовательных и просветительских программ с точки зрения предлагаемого образовательного пространства, представленного «Целевым Триплетом» является формирование вектора переноса целевой группы из одной точки образовательного пространства в другую, имеющую более высокий показатель квалификации.
Ценность данного системного подхода состоит в том, что:
- во-первых он наглядно связывает основные образовательные признаки: возраст, квалификацию и специализацию с учётом их места в создаваемой инфраструктуре целевых федеральных программ;
- во-вторых он может быть использован, не только для обоснованного, системного определения целевых образовательных аудиторий, но и для других социальных (и возможно иных) задач, возникающих при решении программы построения российской наноиндустрии.
(нет Знания – нет Потребностей – нет Рынка)
Александр Куринный 12.11.2008
P.S. Кстати, если здесь кто-то захочет высказаться, то среди прочего, хотелось бы получить из первых рук информацию о ЖЦ HiTech и иных, связанных с нанотехом объектов : например в области медицины, сельского хозяйства, законодательства, образования (рис.2) А также замечания по инфраструктуре наноиндустрии (рис.1)
- kur's блог
- Войдите на сайт для отправки комментариев