Грызлов: Развитие космических программ даст серьезный импульс к развитию и нанотехнологий
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Выступление Председателя Государственной Думы ФС РФ Бориса Грызлова в НПО им. С.А. Лавочкина
4 октября не только Россия, но и весь мир вспоминают знаменательное событие. 4 октября 1957 года наша страна запустила первый искусственный спутник Земли.
Борис Грызлов
За этим последовали многие другие достижения. Это полет Юрия Гагарина – первый в мире полет человека в космос. Впервые в мире автоматическая станция совершила мягкую посадку на Луну, и впервые оттуда – по сути, с другой планеты – на землю были доставлены 105 граммов грунта.
Мы были первыми – и в пилотируемой, и в беспилотной космонавтике.
Все эти победы и сейчас имеют колоссальное значение. Они –национальный капитал России. Именно наша страна открыла дорогу в космос: не только себе, но и всему человечеству. Это достижение, которым будут гордиться многие поколения.
Конечно, почти два десятилетия кризиса не могли не сказаться на состоянии дел в данной сфере. И возрождение отрасли стало одной из основных целей стратегии, на которую мы опирались все эти годы.
Сегодня мы выходим на третий этап Плана Путина, этап развития страны по всем направлениям. Приоритет отдан ключевым отраслям и инновациям. Уникальные космические технологии – это реальная конкурентоспособность России. И они создаются на таких предприятиях, как ваше.
Нам уже удалось вновь вернуть космос в сферу особого внимания государства. И сегодня можно уверенно сказать, что Россия сохраняет в мировой космической отрасли сильные, а порой и ключевые позиции. Достаточно напомнить, как после аварии шаттла на нашу страну легло обеспечение практически всей пилотируемой космонавтики. Россия справилась.
В целом преодолеваются последствия кризиса и в непилотируемой космонавтике. Вновь ведется активная работа по организации наблюдений Земли из космоса. Серьезный рост наблюдается в сфере связи. Россия обеспечивает ресурсом не только отечественные компании, но и зарубежных потребителей.
Наша страна уверенно занимает лидирующие позиции на рынке услуг по запуску космических систем. При этом идет активная работа по развитию космодромов, строительству инфраструктуры: стартовых столов, инженерных сооружений. Создаются новые носители.
Наконец, решаются задачи национальной безопасности. Это – безусловный приоритет.
Однако наш долг – думать о завтрашнем и послезавтрашнем дне. России нужна долгосрочная программа освоения космоса: как минимум на 30–40 лет.
И здесь необходимо выделить три основных момента.
Первое. Сегодня главной задачей для экономики является развитие высоких технологий, их вывод на мировой рынок.
Космос – одна из немногих отраслей, где мы реально можем решать еще более амбициозную задачу. Мы способны продавать не технологии, но высокотехнологичные услуги. Это исследования земной поверхности, навигация, связь, гидрометеорология и многое другое.
Наша страна добилась огромных успехов в фундаментальных исследованиях космоса, создании соответствующей техники. Теперь мы должны научиться выходить со всем этим на рынок. У всех – чиновников, конструкторов, ученых – должно быть четкое понимание: успех в огромной степени определяется тем, как вашими достижениями могут воспользоваться люди.
Хочу подчеркнуть – такая потребность есть. И не только за рубежом.
Приведу пример. В 2005 году началось активное использование космического мониторинга для предотвращения незаконных действий – вырубки, воровства – в лесной отрасли. Эти расходы полностью себя окупили даже в денежном выражении. Был выявлен и предъявлен к взысканию ущерб, в 13 раз превышавший расходы. Что еще более важно, использование таких технологий позволяет предотвращать незаконную торговлю лесом. А это – и улучшение криминальной обстановки, и необходимое условие ухода от сырьевой зависимости.
Еще пример. Россия пока не обеспечена электронными картами. Их доля – не более 25%. Между тем, если покупать спутниковые фотографии у иностранных поставщиков, каждый километр в нужном разрешении стоит до 500 рублей. А сколько в России километров, мы с вами хорошо знаем. Речь идет о миллиардах рублей. Конечно, лучше закупать у своих.
Наконец, нельзя не упомянуть о глобальной навигационной системе – ГЛОНАСС. И многие из потребителей заинтересованы именно в нашей системе. В том числе самые населенные и быстрорастущие страны: Китай, Индия и так далее. Это огромный рынок. И поэтому полномасштабное развертывание ГЛОНАСС и информационно-коммуникационной инфраструктуры является одной из самых актуальных задач.
Выйти сразу на мировой рынок удается далеко не всегда. В этом смысле опорой для отрасли способна стать отечественная экономика. Мы будем стремиться к тому, чтобы российские потребители опирались в первую очередь на наши технологии. Скажу больше – будем в этом помогать.
Но для формирования внутреннего рынка требуется и ваша помощь. Нужно не только создать продукт, но и помочь потребителям найти и освоить его. Чтобы люди понимали, что вы можете предложить, как они могут это использовать в своей реальной жизни. Нужны готовые решения – не только технологические, но и маркетинговые. Я намеренно заостряю на этом ваше внимание: такая работа необходима.
Наконец, нужно продвигать созданные в отрасли технологии в другие сектора, активно использовать возможности конверсии, создавать больше спутников двойного назначения.
Все это ведет к росту доли гражданской продукции в ракетно-космической промышленности. К 2015 году она должна увеличиться с нынешних 20% до 40%. А учитывая общий рост производства в отрасли – в 2,2 раза к 2015 году – объем выпуска гражданской продукции увеличится более чем в 4 раза.
Второе. Когда 50 лет назад на орбиту был выведен первый спутник, никто не мог предсказать, какое применение это найдет. Между тем сегодня разнообразное и многоплановое использование космических средств является нормой.
Если мы точно так же хотим быть конкурентоспособны еще через полвека, нам нужны перспективные научные исследования сейчас. Это и межпланетные полеты, исследования Луны, Марса, Венеры. Это, конечно, астрофизика. Это выявление закономерностей климатических и погодных изменений под воздействием активности Солнца и других космических тел.
Для решения данной задачи необходимо создание сети своего рода «космических метеостанций». Практическим же результатом программы станет повышение точности прогнозов, увеличение числа их параметров – включая те, которые важны для здоровья миллионов людей. А это – реальный вклад отрасли в повышение качества жизни.
Третье. Развитие космонавтики должно опираться на передовые достижения отечественной науки и техники. Масса первого «лунохода» составляла 836 килограммов. Созданный на основе нанотехнологий аппарат будет весить на два порядка меньше – не более 4 килограммов.
Мы все понимаем, что это значит для космических исследований. Снижение на порядки массы космических аппаратов, придание им нового качества, наномеханизмы и наносистемы – это именно то, что может открыть принципиально новые возможности в межпланетных исследованиях, и, наконец, в их освоении.
Развитие космических программ даст серьезный импульс к развитию целого ряда наукоемких отраслей. Это касается создания – в том числе на основе нанотехнологий – микроэлектроники, малотоннажной химии, материалов с заданными свойствами, которые могут использоваться в космической отрасли, ракетостроении и других высокотехнологичных областях. Это системы жизнеобеспечения. Это высокопроизводительные вычисления и отечественные суперкомпьютеры. И многое другое.
Такая работа, безусловно, не просто продолжится. Усилия на этих направлениях будут наращиваться. Это позволит создать надежную базу и для реализации космических программ, и, в целом, для развития высокотехнологичной экономики.
Наконец, в нашей космической программе могут принимать участие и другие страны. Это и государства СНГ, Индия и Китай, Европа и США. Мы заинтересованы во взаимовыгодном международном сотрудничестве.
Говоря о долгосрочной космической программе, отдельно следует затронуть вопрос кадров. Однажды ведущими конструкторами станут те, кто сегодня учится в школах и ВУЗах. Их нужно готовить.
Более того. Достаточно взглянуть на интернет-сайт НПО имени Лавочкина, чтобы увидеть: на главной странице – не перечисление достижений. На первой странице объявление – «срочно требуются». И список: операторы станков, токари, фрезеровщики и так далее. То есть нужны не только конструкторы и инженеры – нужны высококвалифицированные рабочие. И такая ситуация не только здесь.
Это, с одной стороны, вселяет чувство гордости. Промышленность растет. Значит, мы за эти годы кое-чего добились. Нам не стыдно людям в глаза смотреть.
Но это означает и другое. Нужно воспитывать молодое поколение, давать ему образование. И, конечно, поддерживать тех, кто уже сейчас интересуется исследованиями космического пространства, стараться помочь им. В этих молодых людях – будущее российского космоса.
Завершая свое вступительное слово, я хотел бы сказать следующее. Создавая долгосрочную программу, мы обязаны ориентироваться на один принцип. Отечественные технологии и услуги должны быть дешевле и лучше по качеству, чем у конкурентов. И дело не в том, что России – действительно первой в космосе – стыдно просить поблажек. Просто просить некого. «Место под Солнцем» никто не уступит. Раз Россия намерена лидировать и соответственно зарабатывать – значит, нужно быть конкурентоспособными.
Мы, со своей стороны, готовы вам помогать.
http://www.parlcom.ru/index.php?…
Да, очевидно, что развитие космических исследований потребует и развития НТ. В свою очередь, и нанотехнологии, новые наноматериалы могут много дать много интересных возможностей для создателей космических кораблей и приборов для исследования далёкого и ближнего космоса. НТ + Космонавтика = Бхай-бхай!.. ;-)))
- nikst's блог
- Войдите на сайт для отправки комментариев