Инновационная экономика: Подсчитали - прослезились...

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

-->

Суть песка

В Министерстве образования и науки в минувшую пятницу 15 февраля подвели итоги своей работы. Андрей Фурсенко выступил с докладом, Сергей Иванов – с речью, остальные чиновники – с рапортами, жалобами и пожеланиями.

Ivanov_Fursenko.jpg

Открывая заседание, г-н Фурсенко сообщил, что итоги будут подводиться не только за 2007 год, но за все время работы министерства в его нынешнем виде. Но, разумеется, формат мероприятия не позволял детализировать достижения и неудачи за несколько лет, поэтому присутствовавшие ограничились анализом текущих проблем. Единственным, кто выступил с программным заявлением, стал первый вице-премьер Сергей Иванов. Впрочем, его доклад можно назвать программным лишь по статусу самого докладчика, на деле же и у него вышла, скорее констатация, чем анализ.

Центральной темой в выступлении г-на Иванова стали кадры, вернее, достижение «решающего кадрового преимущества», без которого не будет инновационного развития страны. В своих поездках по городам и весям первый вице-премьер нередко посещает разнообразные предприятия, и везде его встречают жалобами на дефицит специалистов. Кого же стране не хватает больше всего? Инженеров и высококвалифицированных рабочих. По некоторым рабочим позициям зарплата уже достигла уровня 80–90 тысяч рублей, но люди по-прежнему отказывается считать эту профессию престижной. Этому способствует «новорусское» образование, неадекватное нынешним запросам бизнеса.

«Студентов на душу населения у нас больше всего в мире. Ну и что? Где экономика, основанная на знаниях?» – возмущался Сергей Иванов.

Для исправления ситуации он предложил Министерству более активно перераспределять государственное финансирование вузов в пользу технических специальностей, увеличивать численность бюджетных мест для будущих инженеров в ущерб расплодившимся экономистам и юристам.

«Юрфак в МГТУ им. Баумана – ну кому это нужно?» – так порицал г-н Иванов технические университеты, пытающиеся заработать на обучение профильных специальностей, которые сами по себе дохода не приносят.

Не будем спорить с заместителем председателя Правительства, заметим лишь, что без как раз хороших (то есть знакомых с наукой и техникой) экономистов и юристов инновационное развитие не трогается с места. Государственные и частные организации не могут встать на путь инноваций во многом из-за неумения рассчитывать экономические эффекты, обращаться с создаваемой интеллектуальной собственностью, создавать малые бизнесы. Так что оставим штамп про «экономистов и юристов» на совести ответственного за всю российскую науку и технику.

Активизировать инновационный дух нужно не только в вузах, но и в школах, сосредоточившись на «воспитании устойчивой мотивации к инновационной деятельности». Особенно важно выделять лидеров – в случае университетов такой отбор уже завершен в рамках ПНП «Образование», и конкурсный подход к финансированию «начинает давать первые результаты».

Если в случае вузов соревнование за деньги уже стало реальностью, то для исследовательских институтов все еще впереди – пока что проведена работа только по «формированию схемы конкурса программ развития НИИ».

Среди успехов в организации российской науки, привлекших внимание правительственных спич-райтеров  – присоединение к проекту X-ray free electron laser (справившись после некоторой запинки с названием, г-н Иванов заметил, что это «большое достижение», подробнее о нем здесь – http://xfel.desy.de). Еще он отметил стремление России стать ассоциированным участником 7 Европейской рамочной программы научных исследований (http://www.fasie.ru/index.php?…), а также работу по долгосрочному научно-технологическому прогнозированию.

Коснулся Сергей Иванов и нанотехнологий: «добьемся результата здесь – обеспечим успехом весь хай-тек». Денег, по его мнению, выделено вполне достаточно, все дело за коммерциализацией. Тут не обойтись без широкого привлечения частного бизнеса – такая задача возложена на Минобрнауки, должное сыграть «ключевую, заглавную роль» в нанопрограмме.

За счет только государственных денег ничего инновационного не развить, выразил уверенность первый вице-премьер, и привел случай Великобритании – там государственные вливания просто «ушли в песок». Впрочем, сейчас в Соединенном королевстве инновации процветают: «в Кембридже, где я какое-то время учился, на 900 инновационных компаний приходится 13000 сервисных и консалтинговых».

Во всем мире развиваются технополисы и научные парки. В России в них – то есть, в наукоградах – сосредоточены «основные научные силы», поэтому сеть наукоградов надо развивать, особенно концентрируясь на космической тематике. Технико-внедренческие зоны «строятся быстро и эффективно» (на деле, как не раз отмечали эксперты – все ровно наоборот). Ширится строительство технопарков, финансировать которые – прямая задача государства.

«В Германии государство дает 78% бюджета технопарков, а в Бельгии – все 100%» – добавил г-н Иванов, не пояснив, почему эти 100% не уходят в песок, как в Великобритании.

«В целях содействия возникновению малых НТП создана Российская венчурная компания» – сообщил Сергей Иванов (по мнению экспертов, РВК в нынешней форме направлена не на посевную, самую высокорисковую стадию, а на средние компании). В итоге, заключил г-н Иванов, в стране включен «инкубационный режим».

Режим создан, но есть проблема: «на мировом рынке высокотехнологичной продукции Россия занимает 0,3%, в то время как США – 36%, Япония – 30%, Германия – 16%». Пугаться не стоит – мы, как в свое время Япония, должны совершить «рывок через несколько ступенек». Среди готовых к рывку отраслей – «авиация, атомная энергетика и машиностроение, фармацевтика, оптоэлектроника и лазеры, некоторые области химии и др.».

Доклад Андрея Фурсенко был долгим, но более конкретным. Главных итогов работы два – многогранная реформа образования и «четыре года активного внедрения программных методов» как в образовании, так и в науке.

В образовании удалось отчасти перейти к нормативно-подушевой схеме финансирования, распространить в ходе нацпроекта конкурсные процедуры, улучшить доступность высшего образования путем введения ЕГЭ. Тем не менее, качество высшего образования до сих пор размыто обилием негосударственных «дипломных фабрик». Отвечая на вопросы журналистов после заседания, г-н Фурсенко ответил, что единственным регулятором существования таких псевдовузов должна быть конкуренция.

В секторе R&D удалось привлечь 250 млрд. на профильную ФЦП и запустить пилотный проект повышения зарплат ученым РАН до 30 тыс. к концу этого года, который «идет точно по графику». Не удалось реформировать Академию и разрешить ситуацию с инновациями в НИИ и вузах (пока что все доходы от интеллектуальной собственности идут напрямую в федеральный бюджет, учреждениям запрещено создавать малые спин-офф компании).

Третий итог работы Андрея Фурсенко пока промежуточный – «Роснанотех» себя еще не показал. На коллегии еще раз было подтверждено, что денег на фундаментальные наноисследования выделено достаточно помимо госкорпорации, поэтому она будет финансировать только коммерциализацию.

В созвучии речью Сергея Иванова, Андрей Фурсенко сообщил, что Минобрнауки совместно с РСПП, МЭРТ и Минздравсоцразвития впервые провело долгосрочный прогноз востребованности кадров. Главный результат – до 2015 г. новоиспеченные педагоги не найдут себе применения, так что кто будет заниматься «воспитанием устойчивой мотивации к инновационной деятельности» по г-ну Иванову, – непонятно.

Затем последовали выступления руководителей госакадемий, министерских агентств, думских комитетов и пр. Вице-президент РАН Валерий Козлов рекомендовал увеличить расходы на фундаментальные наноисследования, глава Роснауки Сергей Мазуренко рассказал про биочипы для диагностики, разработанные в Институте молекулярной биологии РАН…

Важно было не то, что говорили собравшиеся чиновники, а как – сплошь вяло, медленно и неинтересно. К концу встречи начало казаться, что свой ресурс «мотивации к инновационной деятельности» нынешние руководители отрасли подисчерпали. С человеческой точки зрения это неудивительно; окончательно итоги подводить придется, видимо, уже после президентских выборов.

Иван Стерлигов

http://www.opec.ru/docs.aspx?…

Да, как-то нерадостно и без больших фанфар подходим к большому «празднику» – смене руководства страны. Очевидно, что даже и этих – самых высокопоставленных – чиновников обуяло общее настроение: Никто не знает, что будет после выборов, так что чего напрягаться-то? По крайней мере, уже до этого «радостного события» ничего уже происходить не будет. Отчитались – и по домам. Тем не менее, острые проблемы остаются: остра нехватка квалифицированных кадров и именно в тех отраслях, которые и должны обеспечить «инновационный» взлёт экономики. Обилие мальчиков и девочек с новенькими дипломами юристов и экономистов эти проблемы явно не решает… «Роснанотех» пока ещё и не начинал свою деятельность… Ну что ж, подождём немного, тем более, что уже осталось совсем недолго…



Anonymous аватар