Институт кристаллографии РАН - пример интеграции вузов, НИИ и производства

-->

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ – ДРУГОЕ КАЧЕСТВО РАЗВИТИЯ

Многие пишут, что Россия по-прежнему остается страной вывозящей сырье, а не товары и технологии. Еще недавно многие сомневались, а выживет ли в России наука. Картины пустеющих научно-исследовательских институтов не сходили с экранов ТВ и оппозиционной прессы.

Ananchenko_A.jpg

Алексей АНАНЧЕНКО, к.и.н., помощник руководителя Федерального агентства по науке и инновациям РФ, ведущий эксперт рубрики «Нанотехнологии: горизонты России»

Что изменилось с того времени и изменилось ли?

Изменилось очень многое. Наша жизнь уже становится другой. Изменения к лучшему стали заметны, но мы на них часто не обращаем внимания. Наверное, это в том числе одна из психологических особенностей человека и культуры. Так, психологи обнаружили, что понятия, обозначающие негативные состояния и оценки человека, гораздо более многочисленны и дифференцированы, чем понятия позитивного ряда. Но жить человек может, только имея позитивную перспективу.

Одно из важных направлений будущего нашего образования и науки – интеграция вузов, научно-исследовательских институтов и наукоемкого производства. Это предполагает формирование современных развитых научно-образовательных комплексов. Один из таких уже действующих примеров – Институт кристаллографии РАН имени А.В. Шубникова.

Институт кристаллографии принимает активное участие в государственных и международных научно-технических программах и вовлекает в научно-исследовательскую деятельность творческую молодежь. Интеграция сферы образования и фундаментальной науки стали в этом институте одним из приоритетных направлений.

kovalchuk.jpg

М.В.Ковальчук, директор ИК РАН, чл.-корр, д.ф.-м.н., профессор

В Институте кристаллографии осуществляется профильная подготовка высококвалифицированных кадров, специализирующихся в области создания и исследования новых кристаллов, наноматериалов и нанодиагностики. Процесс обучения организован таким образом, чтобы студенты, аспиранты и молодые ученые получали знания по новейшим научным направлениям «из первых рук» – от ведущих научных специалистов. Особое значение придается практическим занятиям на лабораторном оборудовании Института, что позволяет получать актуальные научные результаты и прививать интерес к исследовательской работе, а также участию молодых ученых в конференциях, семинарах и выставках.

Интересно, что именно в области нанотехнологий очень активно стало развиваться интеграция образования, науки и производства. Больше того, именно в этой области сделан новый шаг в развитии образования – подготовка «естествоиспытателей», которые ориентируются во всем поле понимания и исследований точных и естественных наук.

Интеграция образования и науки, интеграция всего естествознания – это не лозунг, а способ существования нанонауки. Необходимость, которая уже задает новое качество образования и науки, их совместного развития.

http://sovetnikprezidenta.ru/…raktika.html

Институт кристаллографии РАН имени А.В. Шубникова

IK_RAN.jpg

http://www.crys.ras.ru/

Кафедра физики наносистем МГУ им. М.В.Ломоносова

http://www.phys.msu.ru/…asicInst.htm

«Интеграция образования и науки, интеграция всего естествознания – это не лозунг, а способ существования нанонауки. Необходимость, которая уже задает новое качество образования и науки, их совместного развития» – всё-таки это – хороший лозунг. Но, как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Хорошо, что в ИК РАН достигнута такая интеграция. А как этого добиться в тысячах других ВУЗов? Кто даст подобный импульс? Кто сумеет этого добиться? И, наконец, где мы найдём столько умных администраторов науки?..