Михаил Мясникович: Без науки нет будущего!
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Премьер-министр Республики Беларусь Михаил Мясникович: Без науки нет будущего!
Надо отдать должное Беларуси: там слова «инновации», «научные новшества», «технологические прорывы» давно уже приобрели практический смысл. Они вернулись к нам с созданием искусственного спутника Земли, с началом проектирования и строительства мощной АЭС, с появлением новых технологий в информатике, машиностроении, биологии, генетике и физике. Рывок науки Белоруссии зрим. И это первый на моей памяти пример того, как намертво опороченное слово «реформирование» приобрело положительный смысл, отчетливый, зримый характер
Михаил Мясникович
Это и привело меня в кабинет председателя президиума Национальной Академии наук Белоруссии Михаила Мясниковича. Спустя немного времени после нашей беседы он стал премьером Республики, что, впрочем, закономерно. Почему? Это станет понятным из нашей беседы. Я сразу же поинтересовался:
.
Вы искренне, как человек, а не как ученый, занимающий столь высокую должность, считаете, что судьба Белоруссии, ее экономики, а следовательно, и народа в первую очередь зависит от развития науки? Я имею в виду, что частенько мнение чиновника и обычного человека расходится, так как первый старается не перечить власти, а второй просто живет… В общем, это не дань ли моде?
В этом вопросе есть уже и часть ответа. Но чтобы понять, насколько расширяются сегодня интересы науки Беларуси, нужно проанализировать тот путь, который мы уже прошли. Действительно, мы располагаем большим интеллектуальным потенциалом. И в силу всех обстоятельств – и внутренних, и международных – просто грех им не воспользоваться. Преступно было бы не развивать его. Было бы совершенно неправильно, если бы его не востребовать в нужном месте и в нужное время. Мне кажется, что это время как раз и подошло. Это не просто какие-то голословные утверждения, а реальность, так как в стране наступила стабилизация. И экономическая, и политическая. Безусловно, это давалось непросто.
Я хочу проиллюстрировать это на примере бывшего соцлагеря. Не в укор кому-то, а истины ради. Почти во всех государствах смена политико-экономической формации в той или иной степени сопровождалась применением силы. Беларусь, пожалуй, единственная страна, которая эти проблемы решила демократическим путем. Поэтому мы имеем стабильность, как говорится, выстраданную, принятую, утвержденную. Последние десять лет у нас обеспечивается приличный экономический рост. Это стоит немалых трудов.
Мы не пошли на разрушение крупных предприятий, так как понимали, что за крупными предприятиями и компаниями всегда выигрыш в конкурентной борьбе. Можно делать какие-то «свечные заводики», маленькие производства, но они никогда не смогут позиционироваться на современном конкурентном мировом рынке. А мы обречены на торговлю, так как имеем приличный валовой продукт и небольшой внутренний рынок. То есть нам надо торговать.
По-моему, в вас сейчас говорит ваша профессия – экономика. Но разве ее достаточно?
Согласен с вами. Но без нее нельзя понять, почему нас интересует и космос, и атомная энергетика, и нанотехнологии, то есть передовые отрасли науки. Экономический рост – это еще не самое главное, потому что он обеспечивался пусть на обновленных, но все же традиционных производствах. Сейчас правительство и глава республики ставят задачу инновационного развития. Таким образом, пройдя стадию стабилизации и экономического роста, мы выходим на иной, более высокий уровень развития. То есть на тот, при котором рост экономики и благосостояния граждан обеспечивается на принципиально новой экономической базе. А это должны быть новые заводы, новые производства, новые технологии и новые материалы. Иначе мы не сможем держать даже ту планку экономического роста, которую уже достигли.
Кстати, не все можно и купить из новых технологий. Даже в том случае, если есть деньги. Предположим, что нам удалось и деньги достать, и купить новое производство, но завтра потребуется и специалиста покупать за рубежом, который будет объяснять, что мы делаем. Мне кажется, что белорусский народ уже прошел те фазы экономического и социального развития, когда нужно использовать интеллект, заимствованный за рубежом. Наша государственная инновационная программа – это свыше сотни новых предприятий, более 350 производств в составе действующих предприятий.
Например?
На Белорусском металлургическом заводе сделали производство бесшовных труб. Это несколько больших цехов. На самом деле это самостоятельный завод. Однако он входит в состав известного предприятия. Выгода такой модернизации очевидна. Кстати, она будет идти практически на всех предприятиях Беларуси. Это программа была рассчитана до 2010 года.
Будто старт трехступенчатой ракеты?
Это сравнение справедливо. Тем более что о космосе еще нам предстоит поговорить… Три ступени развития промышленности – это и есть инновационная программа. Хочу отметить, что около 70 % проектов основано на отечественных научных разработках. Так что это высочайшая ответственность для ученых и одновременно это та востребованность труда ученых, о которой так много говорят.
Национальная инновационная система Республики Беларусь предусматривает вполне конкретные планы. Мы не собираемся всем заниматься, то есть «разбежаться» по всей науке, а четко определили свои приоритеты. На мой взгляд, выстроена достаточно стройная система, которая позволяет каждому хозяйствующему субъекту и каждому виду деятельности реализовать себя в рамках этой системы, в том числе и науке и ученым.
От ученого в этом случае требуется инициатива, понимание нужд общества – разве не так?
Есть люди, которые с юности и до седых волос посвятили свою жизнь работе в научной лаборатории, не задаваясь при этом вопросом о полезности своих исследований. Это представители так называемой «чистой науки». К сожалению, результаты их работы не вызывают восхищения в обществе. Не следует считать, что люди не могут оценивать достойно работу такого ученого – общество уже достаточно образованное, чтобы уметь отделять зерна от плевел.
То есть науке нельзя замыкаться самой в себе?
Каждый ученый служит обществу. Иначе его труд остается невостребованным.
А наука в целом?
Если рассматривать ее как некую технологическую систему по производству знаний, то ее развитие может быть эволюционным и революционным. То и другое необходимо на разных этапах развития. Сейчас речь идет о «скачке», а потому надо правильно определить приоритетные направления исследований. Этим и занимается Президиум НАН Беларуси. Мы выделили 11 программ. В них есть и развитие села, и технология предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
От космоса до микроэлектроники?
Диапазон широкий, но направления четко определены, как и приоритеты в них. Я не идеализирую созданную систему, так как она в определенной степени ограничивает деятельность научных работников. Однако при данной модели можно уже говорить о единстве науки и экономики, следовательно, об успехах инновационного развития.
Беседовал Владимир Губарев, научный обозреватель ТПВ
- nikst's блог
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Ну что ж, опыт Белоруссии ценен ещё и тем, что, сохранив стабильность производства и свой научно-технический потенциал, эта страна также приступает к модернизации, развивая новые научно-технические направления, производства и нацеливая своих специалистов на коммерциализацию результатов своих НИОКР и выход на новые рынки…