Направления и проблемы правового регулирования инновационной деятельности
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
На пути становления технологического суверенитета
Выдержка из статьи сборника Экспертного совета по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса при Председателе Совета Федерации на тему: «Об основных направлениях правового регулирования взаимодействия государственного сектора науки и предприятий ОПК в инновационной деятельности».
Виктор ШУДЕГОВ, экс-председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию, здравоохранению и экологии, ныне – заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию
Впервые в нынешнем послании Президента России Федеральному собранию РФ от 26 апреля 2007 г. в таком количестве были названы конкретные суммы бюджетных ассигнований, которые должны быть направлены на конкретные мероприятия. Идет ли речь о строительстве, модернизации жилого фонда, или об инновациях – сегодня всюду мы видим рост государственных и частных инвестиций, появление и развитие масштабных, долгосрочных государственных программ в партнерстве с частным сектором.
Главное содержание этих программ – выпуск новой продукции на основе передовых технологий и снижения производственных затрат.
Во многих регионах страны начинает проводиться активная промышленная и бюджетная политика, разрабатываются меры государственной поддержки инновационной и инвестиционной деятельности. Предприятия-лидеры начинают искать способы проведения активной инновационной политики в рамках собственного производства, внедрять передовые технологии.
Существует и ряд проблем, одна из которых – техническое перевооружение производства. Дело в том, что в настоящее время механизм реализации инновационной деятельности пока еще мало эффективен, недостаточна государственная поддержка проектов по разработке и постановке на производство наукоемкой продукции, несовершенна таможенная и налоговая политика.
Приоритетными направлениями законодательного регулирования и стимулирования развития научно-технического потенциала страны, по моему мнению, являются следующие.
Во-первых, это поддержка передовых технологических разработок и высокотехнологичных секторов в промышленности, наиболее перспективными среди которых являются исследования и разработки в области нанотехнологий. Речь идет о создании огромной наукоемкой отрасли или даже целого спектра отраслей. Именно так ставит задачу Президент России. Электроника, новые материалы, энергетика, медицина и экология – прежде всего здесь ожидают эксперты успешной коммерциализации отечественных научных разработок.
Второе направление законодательной работы – это совершенствование и гармонизация базового законодательства в сфере науки и научно-технической деятельности. 19 декабря 2006 г. вступил в силу ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», в соответствии с которым государственные академии наук наделяются четко регулируемыми правами по организации своей деятельности, управлению передаваемым им имуществом и т. д.
Встречаясь с учеными и деятелями образования в Президиуме РАН 29 ноября 2007 г., В.В. Путин особо подчеркнул такой системный момент:
«Само будущее фундаментальной науки,– сказал Президент, – прямо зависит от ее способности обеспечить инновационный рост в России, а значит, от эффективной интеграции науки с производством и профессиональным образованием».
В новых уставах наших государственных академий по-новому отражены инновационные задачи. Нам, законодателям, как на федеральном, так и на местном уровнях нужно больше работать над тем, чтобы раскрепостить переток технологий от разработчиков в сферу производства, бизнеса. Речь идет о законодательстве об интеллектуальной собственности, о праве наших ученых тратить деньги на патентование за рубежом, на создание внедренческих фирм совместно с инвесторами, о праве на получение и распоряжение роялти, лицензионными платежами. Путь от идеи до товара – путь коммерциализации, внедрения новшества – во все времена был у нас трудным и болезненным. А сегодня его надо проходить ускоренно, иначе не преуспеть в условиях жесточайшей конкуренции, в условиях глобализации экономики.
И, наконец, третье основное направление законодательной поддержки инноваций – это изменения, вносимые в налоговое законодательство с целью создания благоприятных условий для финансирования инновационной деятельности и налоговых преференций для научных учреждений.
Среди важнейших задач законодателей в новой Думе мне особо хотелось бы отметить необходимость правового закрепления понятия инновационной деятельности – как в Законе «О науке», так и в Налоговом кодексе, других законодательных актах. Я думаю, в самое ближайшее время встанет вопрос о разработке специального закона об инновациях, необходимость принятия которого широко обсуждалась и раньше.
Итак, за последние годы и в уходящем 2007 году сделано немало. И я убежден, все предпринятые меры дадут результат – рывок в инновационном развитии страны состоится. Если действовать по-рыночному расчетливо, то мы сможем в короткие сроки создать внутренний спрос на инновации, раскрепостить силы развития, заложенные в научно-инновационной среде, которые сегодня – увы – зачастую просто вынуждены обслуживать крупные зарубежные исследовательские центры и корпорации.
Мы можем и должны уже в близкой перспективе перейти от экспорта идей, разработок, просто хороших ученых и инженеров к экспорту технологий и наукоемкой продукции. Это будет достижением российской науки и российской экономики и становлением российского технологического суверенитета.
Добиться мирового лидерства в ближайшее время нам будет непросто, но, опираясь на имеющиеся заделы, на лучшие российские традиции, мы вполне можем очень скоро обозначить свою особую роль, свои позиции, свои секторы в глобальном рынке инноваций.
http://sovetnikprezidenta.ru/…raktika.html
Виктор Евграфович Шудегов (р. 1952) — российский политический деятель. Председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, представитель в СФ от правительства Удмуртской республики. С декабря 2007 года Заместитель председателя Комитета ГД по образованию
Доктор физико-математических наук. Профессор. Владеет немецким языком. Автор более 160 научных публикаций, в т. ч. 10 статей по нормативно-технической и инновационной деятельности в сфере науки и высшей школы. (Биография)
http://ru.wikipedia.org/…%D0%B8%D1%87
Да-а-а, молодец Виктор Евграфович. Глубоко и основательно «копает»… Читая его, становится не стыдно за наших законодателей: есть ещё среди них профессионалы в своей области и светлые головы, рассекающие проблему до «скального» основания. Судя по заявленному, работы у наших законодателей – ещё непочатый край и разгребать эти «завалы» придётся ещё не один год и даже не одну пятилетку. Пжелаем же им (и нам) успехов на этом пути!..
- nikst's блог
- Войдите на сайт для отправки комментариев