Сергей Иванов - об инновационной экономике, о НТ
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Сергей Иванов: Круг претендентов на пост руководителя самой большой страны в мире узким не будет
Ханты-Мансийск. 19 сентября – Заседание военно-промышленной комиссии при правительстве России на тему: «Об обеспечении технического перевооружения топливно-энергетического комплекса на основе научно-промышленного и инновационного потенциала оборонно-промышленного комплекса» провел 19 сентября в Ханты-Мансийске первый заместитель председателя правительства РФ Сергей Иванов. В ходе рабочей поездки он ответил на вопросы журналистов региональных СМИ.
Сергей Борисович, как Вы думаете, когда развитие нанотехнологий повлияет на структуру экономики России и сможем ли мы в обозримом будущем стать лидерами в этой области? Повлияет ли развитие нанотехнологий на структуру экспорта и сможет ли экономика страны отказаться от нефтегазовой иглы?
Президентом Российской Федерации утверждена Государственная инициатива в области развития нанотехнологий, рассчитанная на период до 2015 года. Именно к этому году должны быть сформированы условия для масштабного наращивания объемов производства нанотехнологической продукции и выхода профильных российских организаций на мировой рынок.
При этом доля продукции отечественной наноиндустрии на соответствующем сегменте мирового рынка высоких технологий увеличится на 1–2 процента к 2010 году и до 3–5 процентов к 2015 году.
Успешная реализация Инициативы позволит с полным основанием говорить о практическом решении задачи перехода от сырьевой экономики к экономике, основанной на знаниях. Только так мы сделаем Россию сильной конкурентоспособной страной, с качеством жизни, соответствующим самым высоким мировым стандартам.
При этом активное использование нанотехнологий не только сделает жизнь россиян более комфортной, но и позволит решить такую важную задачу, как экономия невозобновляемых природных ресурсов.
Надо сказать, что в этой сфере мы уже сегодня не уступаем ведущим странам мира. Россия располагает достаточным научным и кадровым потенциалом для целенаправленного развития работ в области наноиндустрии.
Фундаментальные, поисковые исследования и разработку нанотехнологий в нашей стране осуществляют более 150 научных организаций численностью около 20 тысяч исследователей. Около 70 российских организаций производят и реализуют продукцию наноиндустрии.
В настоящее время определены главные приоритеты и организационно-правовые механизмы функционирования инфраструктуры этой новой отрасли. В нее войдут как государственные научные центры и университеты, так и лаборатории частных корпораций.
Кроме того, 19 июля вступил в силу Закон «О Российской корпорации нанотехнологий». Корпорации, главную задачу которой можно коротко сформулировать так: всесторонняя поддержка научных разработок в этой сфере и обеспечение их оперативного внедрения в производство.
Всего же на материально-техническое, кадровое и организационное обеспечение работ в области нанотехнологий предусмотрено выделение порядка 130 млрд рублей. А с учетом федеральных целевых программ эта сумма составляет около 200 млрд бюджетных рублей.
Для осуществления управления и координации в рамках инициативы предусмотрено создать необходимые органы, в частности Совет по вопросам развития наноиндустрии при Правительстве Российской Федерации.
Руководство реализацией Государственной инициативы буду осуществлять я лично, а головной научной организацией определено федеральное государственное учреждение Российский научный центр «Курчатовский институт».
Что сегодня предпринимается государством для обеспечения квалифицированными кадрами инновационного процесса в отечественной экономике? Есть ли какая-то единая программа подготовки кадров?
Вопрос в точку. Проблема молодых квалифицированных кадров в той же промышленности стоит очень остро. В период 90-х годов, когда заказы резко сократились, ситуация с оплатой труда на многих предприятиях была катастрофической. В итоге сократилось количество учащихся в системах средне-технического и профессионально-технического образования. Как результат, многие образовательные учреждения подобного рода были закрыты.
Поэтому в настоящее время мы имеем не только проблему острой нехватки квалифицированного персонала, но и проблему недостатка соответствующих образовательных учреждений.
Хочу отметить, что в последнее время ситуация начала меняться в лучшую сторону. Корпорации, а зачастую и компании среднего и даже малого бизнеса самостоятельно разрабатывают и реализуют программы профессиональной подготовки своих будущих специалистов, собственные центры подготовки рабочих кадров.
К тому же в последнее время правительство рассмотрело стратегии развития более десятка отраслей промышленности и практически в каждой из этих стратегий спланирован комплекс мер по решению кадрового вопроса.
По некоторым направлениям меры уже реализуются, по другим – еще находятся в стадии разработки. Начато создание ресурсных центров подготовки рабочих кадров на базе бывших профессионально-технических училищ. Так, в 2007 году намечено создать 60 таких центров. На эти цели будет затрачен 1 миллиард рублей.
Полагаю, государству следует стимулировать и стремление крупных компаний самостоятельно готовить себе кадры. Кроме того, стоит подумать также над тем, чтобы привлечь подобные центры к подготовке кадров и для государственных предприятий, малого и среднего бизнеса. Но, разумеется, уже на коммерческих началах.
Кстати, примером продуманного подхода к решению проблемы кадров является Президентская программа подготовки управленческих кадров. Она была принята еще в 1997 году. Необходимость ее разработки была обусловлена острой нехваткой менеджеров, способных эффективно работать в условиях рыночной экономики.
В 2007 году Президент Владимир Путин продлил своим указом действие этой программы до 2012 года. Сегодня в ее рамках ежегодно проходит профессиональную переподготовку около 5000 специалистов. Думаю, что было бы неплохо предусмотреть при дальнейшей реализации этой программы увеличение подготовки кадров, специализирующихся на управлении инновационными процессами.
Будут ли приниматься какие-нибудь меры для защиты разработанных в нашей стране инноваций и новых технологий от несанкционированного использования («пиратства»)?
Согласен, в этой сфере у нас масса проблем. Надо решать вопросы защиты интеллектуальной собственности, разработки технических регламентов и стандартов в сфере информационных технологий, современной системы лицензионной и патентной деятельности.
Мы не можем мириться с тем, например, что подавляющее число российских разработок в сфере информационно-коммуникационных технологий сегодня патентуется за рубежом. Во всех этих вопросах необходимо навести порядок.
Могу сказать, что в области законодательства определенные шаги уже предпринимаются. В частности, принята 4-я часть Гражданского Кодекса РФ – документ, в котором объединены разрозненные ранее нормы патентного и авторского права. В планах, насколько я знаю, принятие четких инструкций в области патентования. Кроме того, на данный момент урегулированы вопросы применения иностранных патентов на территории России.
И, что немаловажно, система российского патентного права включена в общую систему мирового патентования. В перспективе планируется проведение работы по более четкому ужесточению ответственности за нарушения норм авторского и патентного права. Кстати, разработана терминология, регламентирующая понятие «ноу-хау».
Что касается практических мер, возможно, стоит поучиться у наших зарубежных коллег. Вспомните, например, как иностранные производители программного обеспечения борются с компьютерным пиратством за пределами своих стран, в том числе и в нашей стране. Так почему бы и нам не поступать так же, чтобы интересы наших производителей интеллектуального продукта отстаивались за рубежом на государственном уровне.
Кроме того, было бы, на мой взгляд, естественно и логично, если бы наше государство оказывало поддержку отечественным компаниям, предъявляющим за рубежом иски по защите интеллектуальной собственности.
И последнее. Спрос, как известно, порождает предложение. Что греха таить, зачастую наши «ноу-хау» незаконно продают за рубеж наши же ученые и инженеры. Почему? В ряде случаев, наверное, потому, что в России эти разработки либо не востребованы, либо не оплачиваются достойно. У нас ведь вообще, еще с советских времен, путь от изобретения до его реального воплощения зачастую был тернист и безрезультатен. Сколько научных прорывных идей так и ушли «в песок», не дойдя до производства.
Вот системная проблема, которую надо решать безотлагательно. Если нам это удастся, то в значительной степени снимутся многие вопросы, в том числе связанные с утечкой инноваций за рубеж. ................
Сергей Борисович, хотелось бы узнать Ваше мнение о перспективах создания в стране информационного общества
Формирование в России информационного общества – одна из важнейших задач социально-экономического развития страны. Вместе с тем необходимо четко понимать, что «информационное общество» – это не абстрактный термин из сферы глобалистики. Это, если хотите, совершенно новое общество, новая культура, новое качество жизни.
Формировать такое общество – значит одновременно, согласованно двигаться вперед сразу по двум направлениям: гуманитарному и техническому.
И наши первые шаги должны обеспечить доступность всего спектра информационных услуг для каждого конкретного человека. IТ-технологии должны стать привычным атрибутом повседневной жизни. Они должны открывать новые возможности для профессиональной деятельности наших сограждан, получения ими образования, качественных медицинских услуг и, наконец, для правовой информации и диалога с органами власти. Причем вне зависимости от места проживания, уровня достатка и возраста.
Человек должен иметь возможность, не выходя из дома, получить по Интернету справку из ДЭЗа, паспортного стола, вступить в контакт с органом МВД, поликлиникой, «собесом», сберкассой, диспетчером ЖЭКа, заказать билет на транспорт и так далее.
Это, так сказать, то, к чему мы должны стремиться. К сожалению, в настоящее время в стране существует очень серьезная проблема – огромные территориальные диспропорции в уровнях информатизации.
Проведенные специалистами исследования дают такую картину: на первом месте с точки зрения и достигнутого уровня информатизации, и возможностей дальнейшего её развития находятся, понятно, Москва и Санкт-Петербург.
От них, насколько мне известно, уже ненамного отстают Югра, а также ваш ближайший сосед – Ямало-Ненецкий автономный округ. В остальных же регионах ситуация значительно хуже. Поэтому работать над преодолением нынешнего чрезмерного разрыва следует более настойчиво и продуктивно, чем сейчас. Причем с использованием давно известных и апробированных рыночных инструментов, стимулирующих бизнес, частных инвесторов к более заинтересованному участию в информатизации регионов.И эта работа уже к 2015 году дать конкретный результат.
В России к этому времени не должно остаться ни одного населённого пункта без технической возможности установки стационарных телефонов, пользования сотовой связью, а также выхода в Интернет.
.....................
Сергей Борисович, сегодня в России активно развертываются крупные корпорации и холдинги. Как Вы считаете, это отразится на развитии конкуренции?
Безусловно. И это правильно. Без конкуренции высокоразвитая экономика немыслима.
На мой взгляд, нам нужна долгосрочная стратегия развития конкурентной среды. Такая стратегия должна быть направлена на дальнейшую модернизацию системы защиты конкуренции и антимонопольного регулирования. А также на устранение барьеров для входа на рынки новых российских и иностранных предприятий. Полагаю, что в основу стратегии могли бы лечь нормы и принципы Организации экономического сотрудничества и развития, а также соответствующий опыт ЕС.
«Заповедники», закрытые от конкуренции – не на пользу общему развитию экономики. Поэтому на повестке дня – постепенное формирование конкурентной среды в инфраструктурных и энергетических секторах, в том числе за счет реструктуризации естественных монополий.
Еще один существенный момент – развитие внешней конкуренции. После вступления России в ВТО барьеры для наших иностранных конкурентов существенно снизятся. Дальнейшие шаги в этом направлении – заключение договора о стратегическом партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом и модернизация институтов регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствии с нормами, принятыми среди стран Организации экономического сотрудничества и развития.
В ближайшие полгода будет завершена работа по подготовке Внешнеэкономической стратегии России. Роль этого документа не только в том, чтобы определить приоритеты внешнеэкономической политики. Важно сформулировать конкретную повестку для институтов, работающих на повышение международной конкурентоспособности отечественной экономики<?i>.
Правительством страны разработана стратегия инновационно-промышленной политики. На поддержку высоких технологий выделяется 1,5 триллионов рублей.
Какое место может быть отведено в этой стратегии нефтегазовой сфере?
Направлениям развития отдельных отраслей и промышленности в целом правительством уделяется особое внимание. С этой целью в прошлом году был утвержден план мероприятий по развитию промышленности и технологий на два года (2006–2007 гг.). План состоит из крупных блоков, в которых сосредоточены меры, предусматривающие: разработку необходимых нормативных актов, проведение модернизации промышленности, активизацию инновационной деятельности и обеспечение взаимодействия министерств и ведомств.
Кроме того, в целях координации деятельности по переводу экономики на инновационные рельсы была создана правительственная комиссия по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта, которую, как вы знаете, я возглавляю.
В конце текущего года на Комиссии будет рассмотрена и, я надеюсь, принята комплексная программа научно-технологического развития и технологической модернизации экономики Российской Федерации до 2015 года. Эта программа предусматривает технологическую модернизацию практически всех отраслей промышленности, в том числе и нефтегазового комплекса.
Также в настоящее время реализуются более десяти федеральных целевых программ, включающих мероприятия инновационного характера и направленных на развитие отдельных отраслей промышленности, в том числе и оборонно-промышленного комплекса.
Общий объем средств федерального бюджета, предусмотренный на реализацию этих программ, составляет около 2 триллионов рублей. И теперь наша задача состоит в том, чтобы максимально эффективно, с наибольшей отдачей потратить эти средства.
Применительно к нефтегазовой сфере это означает активное использование огромного интеллектуального, технологического и промышленного потенциала предприятий оборонки. Этот потенциал, в сочетании с финансовыми возможностями отечественного топливно-энергетического комплекса позволит перевооружить наш ТЭК современным оборудованием отечественного производства, одновременно снизив пока еще имеющую место зависимость от импортной техники и комплектующих.
Участники международного форума «Россия единая» обратились в правительство РФ с предложением разработать стратегию инновационно-промышленной политики, направленной на выявление и капитализацию сравнительных конкурентных преимуществ российской экономики. В частности, как отмечают участники международного форума, концепция должна содержать как стимулирующие меры, в том числе и налоговые, так и меры по снятию барьеров и ограничений, с которыми сталкиваются компании. Что в связи с этим планирует предпринять правительство, и получат ли отечественные товаропроизводители возможность долгосрочного кредитования на условиях, сопоставимых с условиями для иностранных конкурентов?
Одним из стимулирующих факторов активизации инновационной деятельности являются конструктивная политика в сфере налогообложения. В связи с этим хотел бы отметить, что с 1 января будущего года вступает в силу федеральный закон, предусматривающий формирование благоприятных налоговых условий для финансирования именно инновационной деятельности (№ 195-ФЗ от 19 июля 2007 г.).
Ожидается, что этот закон позволит уменьшить налоговую составляющую в цене научного и инновационного продукта и создаст стимулы для повышения спроса на научные исследования и инвестирования в науку. Так, например, расширится перечень научных фондов, средства которых не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Кроме того, будет увеличена с 0,5 % до 1,5 % доля отчислений доходов налогоплательщика на формирование средств Российского фонда технологического развития и отраслевых фондов НИОКР.
В целях стимулирования привлечения внебюджетных источников для инвестирования в модернизацию производственных мощностей в федеральном законе «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» предусмотрено предоставление субсидий дочерним и зависимым акционерным обществам ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и российским производителям авиационных двигателей. Эти субсидии пойдут на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на срок до 5 лет. Общая сумма этих субсидий составит до 3,0 млрд. рублей.
Кроме того, при формировании нового трехлетнего федерального бюджета на 2009 – 2011 годы будут дополнительно рассмотрены различные направления государственной финансовой поддержки, в том числе и для технологического перевооружения организаций оборонно-промышленного комплекса.
А именно: предоставление организациям ОПК субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по лизинговым платежам на приобретение технологического оборудования и государственных гарантий по заимствованиям, осуществляемым в российских кредитных организациях на технологическое перевооружение организаций оборонно-промышленного комплекса.
В соответствии с федеральной целевой программой «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007–2010 годы и на период до 2015 года» с участием федерального бюджета и внебюджетных источников осуществляется реконструкция и техническое переоснащение организаций ОПК, обновление научно-производственной базы, развитие уникальной стендовой и испытательной базы, создание необходимых производственных мощностей.
Учитывая опыт развитых стран по поддержке национальных экспортеров, правительство России уделяет большое внимание поддержке отечественных экспортеров высокотехнологичной промышленной продукции.
Так, в федеральном законе «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» предусмотрено предоставление субсидий российским организациям-экспортерам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях для производства продукции на экспорт, на общую сумму до 9,0 млрд рублей и государственных гарантий для поддержки экспорта российской промышленной продукции на общую сумму до 5,0 млрд долларов США.
В рамках военно-технического сотрудничества также оказывается государственная поддержка экспорта продукции военного назначения.
Например, для поддержки авиационной отрасли предусмотрено долгосрочное финансирование мероприятий по доработке, сертификации специализированной авиационной техники и поддержке системы послепродажного обслуживания новой авиационной техники, реализации проекта RRJ, созданию двигателя SaM146, поддержке международного кооперативного сотрудничества на общую сумму около 10,0 млрд. рублей.
http://www.ugrainform.ru/…xgawhp5.mtml
Я немного подсократил этот очень длинный текст, оставив только те вопросы и ответы, которые более или менее касаются нашей темы. И то получилось очень длинно… ;-((( Тем не менее, я полагаю, что будет интересно ещё раз «послушать» «Отца» нашего НТ-проекта – тем более что со дня его последнего выступления прошло уже немало времени и произошло столько важных событий…
- nikst's блог
- Войдите на сайт для отправки комментариев