Судьбы развития нанотехнологии в России - мнение маркетолога

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

-->

Иосиф Хусенский. Судьбы развития нанотехнологии в России

18 May 2009 – В последнее время много в СМИ говорится о новом направлении современной науки и бизнеса: нанотехнологии. В 2008 году в США продано этих новых товаров на 150 миллиардов долларов, а через 10 лет прогнозы указывают на увеличение объёма общих изделий и их продаж до 1,5–2 триллионов долларов в год

Xusenskij_Iosif.jpg Иосиф Хусенский

Наше правительство решило не отставать от Запада и тоже создало свою структуру с названием «Роснано». Её главным начальником назначен А.Б. Чубайс. Выделено уже на разработку нанотехнологий в России 130 миллиардов рублей.

Почему я так скептически отношусь к радужным прогнозам и надеждам наших высокопоставленных чиновников?

  • 1. Чтобы создать, в наше время, что-то выдающееся в области новых технологий необходимо жесткое исполнение несколько значимых и составляющих условий в масштабах государства: национальные и государственные интересы, коллективная воля, талант и гений ученых, высочайшая организация и координация взаимодействия исследований и направлений, уникальное научное и техническое оборудование на сотни миллионов долларов для каждой отдельной лаборатории. А их требуется десятки и сотни. И специалисты, которые весь этот новый научно-технический процесс от проекта до крыши исполнят и создадут.
  • 2. Чтобы полученные научные образцы превратить в массовый товар, необходимо создание новых отраслей производства и сотни новых заводов. А для этого необходимы очень большие деньги и обученные специалисты. И частный, заинтересованный в этом капитал.

Когда Эдисон создал лампочку пригодную, для массового использования, то она повлекла за собой необходимость строить электростанции и тянуть миллионы километров электрических проводов, это потребовало в свою очередь много металла, а для производства металла потребовалось много угля и вагонов, чтобы его доставлять на металлургические заводы, а для этого потребовались железные дороги, на что потребовалось ещё больше металла и много чего другого. Таким образом, обычная электрическая лампочка оказала революционное действие на промышленность. Считается, что выходом товаров из развития нанотехнологии может также стать революционным для будущей промышленности.

  • 3. Для продвижения полученных новых товаров и изделий на рынок требуется наличие института классных продавцов и бизнесменов. При этом нет 100% гарантии продвижения товара на рынок. Компания Адидас в прошлом веке обанкротилась потому, что просчиталась и потратила слишком много (несколько миллиардов долларов) денег на продвижение непривычного для потребителя вида кроссовок с новой платформой. Правда, за имя новый хозяин, бывшим владельцам заплатил 300 миллионов долларов. Раскрученный бренд стоит денег.

Тысячи великолепных товаров, так и не прижились на рынке и канули в лету. Даже реальные и видимые отличные и классные товары не всегда находят конечного покупателя. А здесь речь идёт о товаре, который можно охарактеризовать выражением: «Предлагаю тебе, купи у меня то, я не знаю что, и делай с ним то, чего захочешь сам».

  • Понимая колоссальный риск подобных инвестиций на Западе государство берёт на себя на начальном этапе большую часть риска и расходов. Но реализацией проектов, всё равно занимаются частные компании. Отдавая государственные деньги в частные руки, на Западе процесс передачи этих средств очень отличается от отечественных механизмов. И их расходование жёстко контролируется.

Государственные деньги переходят в руки компании, победившей честный тендер, и представившей самый надёжный, самый эффективный, самый экономичный, и самый перспективный проект. Затем управляющая этими средствами компания, привлекает самых прогрессивных и лучших учёных, и вместе с ними определяет направление создания современного и самого передового научно-исследовательского учреждения.

  • Строятся необходимые здания и экспериментальные площадки, которые строят самые лучшие специалисты, за реальные деньги. Закупками нужного научного оборудования занимаются рыночники менеджеры (продавцы). Они закупают только то, что надо учёным и на конкурсной основе. Выбирают лучшее и не переплачивают. Управляющие менеджеры по кадрам приглашают самых лучших ученых и самых квалифицированных специалистов для обслуживающего и технического персонала. При этом зарплаты назначают рыночные и справедливые. Одним словом, создаются самые лучшие, какие возможно благоприятные условия и возможности для того, чтобы был положительный результат исследования и разработки.

На стадии завершения научной разработки и дальнейшего продвижения, экспериментальных образцов и на этапе продажи технологии на заводы, для тиражирования, все больше и больше включается частный капитал. И уже продажами этих материалов и технологий занимается только частный капитал. Так схематически и примерно происходит на Западе. Где уже на разработку технологий будущего тратится по некоторым подсчётам ежегодно около 9 миллиардов долларов.

  • Двигаясь такими темпами и реализуя свои проекты, таким образом, есть надежда, что через 15–20 лет в мире появятся новые революционные технологии, которые с одной стороны превратят многие современные изделия и технологии в ненужный хлам. В том числе, может быть, и нефть. А с другой стороны дадут такой импульс развитию бизнеса, что и без нефти и бензина будет что с большой выгодой продавать. Только вот кому? И кто?

Возникает законный вопрос, а что будет у нас в стране через 20 лет? Может ли существующая система экономических отношений, даже с волей желанием, идущим с самого верха, нечто подобное создать у нас в стране?

  • Да, мы когда-то первыми в мире, опередив американцев, полетели в космос и создали водородную бомбу. Наш автомат Калашникова лучший в мире. Да ещё по балету мы первые в мире. Но если вспомним, в каких условиях ковалась наша научная победа и первенство в космосе. Но сейчас это уже не сработает. Невозможно в современных условиях создать НКВД-шные шарашки из условных зеков ученых и заставить их за кусок хлеба и за желание жить творить великие открытия. И заводы – лагеря из рабов-заключённых – уже не создашь. Уже не то время. Слава тебе Господи. А, значит, нужно много дополнительных денег на создание новых заводов и комплектация их специалистами. Здесь гасторбайтерами из соседних стран не обойдёшься.

Как же в условиях нашего рынка по понятиям и распределения средств среди своих знакомых и близких, при производительности в 30–40 раз ниже, чем у них, при отсутствии нормальных и талантливых ученых, желающих работать за копейки, и прочее, прочее, можно создать оптимальные условия для разработки и внедрения нанотехнологии? Лично я не представляю. Лаборатория, которая на Западе обойдётся в 250 миллионов долларов и будет укомплектована всем самым передовым и современным (приборами и инструментариями) и в ней будут работать самые передовые учёные со всего мира, в наших условиях аналогичная (внешне) лаборатория обойдётся в 1–1,5 миллиарда долларов. Укомплектована такая лаборатория будет устаревшим оборудование, представляемым как самое современное, руководить лабораторией будут чьи-то родственники и дети, а прямыми исследованиями будут заниматься студенты и выпускники-энтузиасты.

  • Получается, что при нынешних порядках и нынешних условиях переходного периода у нас в стране из всего необходимого для построения индустрии на основе нанотехнологии есть только деньги. Пока. Но даже их до реальной экономики невозможно довести по воле сверху. Что показали антикризисные меры правительства. А как же тогда они дойдут до ещё не существующих лабораторий и заводов?

Но даже если представить такое чудо, что что-то всё-таки получится. Есть большие сомнения, что кто-то решится сейчас вкладывать свои личные деньги в строительство завода по производству этих новейших изделий. А если эти заводы построят за государственные деньги. То кто же это всё будет продавать? И кому?

  • Товары, производные от нанотехнологии – это продукт невидимка. Продукт – идея. Его нельзя пощупать, его нельзя увидеть, его нельзя услышать. О нем можно только рассказать. И покупатель должен поверить только со слов продавца. Поверить тому, кто этот товар предлагает.

Для выполнения такой невероятно сложной миссии, как продажа товаров нанотехнологии, продавец должен обладать феноменальными навыками продажи и коммуникации, вызывать к себе абсолютное доверие у потенциального покупателя. Для этого надо быть не просто хорошим продавцом, надо быть выдающимся продавцом. Даже более квалифицированным продавцом, чем специалисты активных продаж в сетевых компаниях. Продавец нанотехнологических товаров и изделий – это активный продавец экстра-класса. И если у нас их нет сейчас, то, скорее всего не будет и через 15 лет. Так, что если поверить в невероятные чудеса и предположить, что наше «Роснано» что-нибудь путное когда-нибудь родит, то оно это путное, всё равно останется в виде экспериментальных единичных образцов. И дальше лаборатории не пойдёт. Как ошейники для собаки системы ГЛOНАСС.

  • А ведь этот вопрос не маркетинговый, а стратегический. Вопрос обороноспособности и выживания страны. Если в России в ближайшее время не возникнут реальные институты нормальной рыночной экономики, все научно-технические разработки в области нанотехнологии будут являться классным маскирующим инструментом для расхищения огромных государственных средств. И только.

http://b2blogger.com/…e/30029.html

Школа продаж Иосифа Хусенского

http://iosifchusenskiy.ru.gg/



nikst аватар
  • Ну вот мнение, можно сказать, «с самого низа», с уровня земли. Но зато – опытного и знающего маркетолога, специалиста по продажам. Не всё в этом – несколько запальчивом – выступлении достоверно, не всё абсолютно точно сформулировано. Вон, он сначала даже начал нумеровать свои пункты, а потом – перестал. Но, с его профессиональной и несколько примитивно-упрощённой точки зрения, он где-то прав. То есть в данном случае он выражает мнение «простого народа» (к которому нужно отнести и специалистов «старой школы» и других специальностей). И его утверждения (в целом ряде случаев) звучат логично и убедительно…

И как относиться к этим его утверждениям? Это действительно фундаментальные положения или просто ещё чья-то недоработка в области популяризации этих новых технологий? Или то и другое – вместе?..

  • Теперь хотелось бы послушать, «а что нам скажет товарищ начальник транспортного цеха?»… ;-)))
Anonymous аватар

Хорошо, что вы уточнили, что «низ» в вашем понимании земля, а не задница. У меня не было цели, писать научную статью. Я просто хотел сказать, что с помощью инструментария типа сохи и менталитета вора чиновника от большой «науки» разобраться бы со старыми разработками. А не замахиваться на современные научные разработки. Тем более, что в стране помимо отсутствия соответствующих мозгов, соответствующей научно-технической базы, нет и соответствующих экономических механизмов. Именно на последнее я и хотел обратить внимание.И только.
Я к сожалению не выражаю мнение простого народа по двум причинам. Простому народу далеко безразлично, как и каким-образом разворовываются его простого народа деньги, но которые ему всё равно не достанутся. И второе. Я не отношу себя к представителю простого народа. У вас уважаемый комментатор нет даже приблизительного понимания, что такое простой народ. Хотя это можно было бы при желании рассмотреть, что не скажешь о нанотехнологиях. В любом случае спасибо за внимание к моим рассуждениям. Похоже они не в бровь, а в глаз. Автор

nikst аватар
  • Термин «простой народ» я трактую очень расширительно (да ещё и уточнил – «к которому нужно отнести и специалистов «старой школы» и других специальностей») и именно поэтому я и взял его в кавычки…
iosif58 аватар

Ж. Алфёров специалист «старой школы»? или, я что-то не понимаю. Тогда простите меня.