50 лет знаменитой лекции
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
50 лет назад, 29 декабря 1959 года Ричард Фейнман прочел свою знаменитую лекцию, которая ушла гораздо дальше вопросов физики.
В 1959 году 41-летний Фейнман был одним из ведущих теоретических физиков в мире, а его работа по квантовой электродинамике, проведенная в начале сороковых годов двадцатого века, была оценена Нобелевской премией по физике в 1965 году. Через несколько лет после знаменитой лекции увидят свет знаменитые Фейнмановские Лекции по Физике (Feynman Lectures on Physics) – настольная книга для старшеклассников, интересующихся этой наукой. А еще через несколько десятилетий, в 1985 году, слава Фейнмана выйдет далеко за пределы физического сообщества благодаря его автобиографии «Конечно, Вы шутите, мистер Фейнман» (Surely You’re Joking, Mr Feynman!), а также из-за работы Фейнмана в президентской комисси, расследовавшей обстоятельства гибели космического челнока Challenger в 1986 м. Человек, задумавший пригласить Фейнмана прочитать лекцию на заседании Американского Физического общества, несомненно, заслуживает благодарности.
В 1959 году прошло лишь шесть лет после того, Уотсон и Крик обнаружили двойную спираль ДНК, лазер и Силиконовая долина только обретали современный вид, а коллега и соперник Фейнмана по работе в Калтехе Мюррей Гелл-Манн (Murray Gell-Mann) еще не опубликовал кварковую теорию строения частиц; до создания сканирующих микроскопов и углеродных нанотрубок пройдет еще не один десяток лет.
Хотя Фейнман говорил для физиков, а подзаголовок его лекции звучал, как «Приглашение в новую область физики», он не ограничивал себя исключительно этой наукой. Действительно, его лекция — это манифест к физикам, призвание взять под контроль не только физические, но и биологические науки. Еще одно маленькое чудо заключается в том, что химики в частности иногда негодуют по поводу некоторых замечаний Фейнмана о химическом синтезе: «Химик говорит: «Я хочу сделать молекулу, в которой атомы расположены таким-то и таким-то образом». Химик делает загадочные вещи, чтобы сделать это. Он видит, что у молекулы этого вещества есть бензольное кольцо, он смешивает это соединение и другое, трясет их, делает кучу всяких [мошеннических] штук».
Однако сосредоточиться на этих аспектах лекции было бы несправедливостью по отношению к интеллектуальной мощи Фейнмана, применяемой к физике и смежным дисциплинам (и все равно не передало бы элементы артистизма, присущие характеру Фейнмана). Как отметил Ричард Джонс (Richard Jones): «Много места» — «лишь малое событие в яркой карьере Фейнмана», что-то оказалось в ней верным, а что-то нет.
Крис Торни (Chris Toumey), возможно, сделал больше, чем кто-либо еще, для анализа вклада лекции Фейнмана на развитие нанотехнологий. Он обнаружил, что в первые двадцать лет лекцию, опубликованную в журнале Калтеха Engineering and Science в 1960 м году, цитировали всего семь раз. Однако по мере того, как после изобретения в 1981-м году сканирующего микроскопа, нанотехнологии стали одним из важнейших направлений исследований, до извествной статьи компании IBM 1991 года «нанотехнологии нуждались в авторитетном источнике рождения. Ссылки на лекцию Фейнмана обеспечивали бы нанотехнологиям уважаемую генеалогию от авторитетного источника, связывая их с гением, личностью и красноречием Ричарда Фейнмана», – пишет Торни.
Перечитывать «Внизу еще много места» с ее ужасной смесью ангстремов и дюймов, с ярким стилем Фейнмана, с его прозрениями и отвлекающими внимание отступлениями, обладая преимуществом ретроспективы, всегда полезно. Если Вы никогда не читали эту лекцию, обязательно прочтите ее.
Перевод Максима Щербины
Материалы по теме:
- Войдите на сайт для отправки комментариев