«Опять вы, журналюги, к нам пришли!»

-->

Когда в науку придёт молодёжь и когда сама наука пойдёт в массы? Эти, почти риторические, вопросы обсуждали в минувшую пятницу на круглом столе «Как сделать науку популярной среди молодёжи» в рамках Международного форума «Интерра-2010» в Сибирском отделении Российской академии наук.

Эксперты, среди которых были авторитетные учёные, молодые исследователи, журналисты, директора школ и просто неравнодушные к теме развития отечественной науки люди, попытались выработать механизмы привлечения молодёжи в сферу исследования и разработок.

«Для этого нужна специальная работа учёного сообщества по созданию таких продуктов, которые современный молодой человек будет впитывать,  – поделился мнением директор лицея № 130 им. М. А. Лаврентьева Сергей Сопочкин. – Наши учёные часто пускаются в узкопрофессиональные рассуждения о предмете, забывая при этом, что есть аудитория. А ребята ориентированы на деятельность, поэтому им сложно высиживать на такого рода мероприятиях. Школьников нужно рассматривать как равноправных субъектов общения, вовлекать в совместные проекты с учёными и бизнесом. Такие формы работы будут по-настоящему действенны».

Главный учёный секретарь СО РАН, член-корреспондент РАН Николай Ляхов определил основное качество учёного: он должен иметь вкус к познанию. Понять же, есть этот вкус или нет, по мнению г-на Ляхова, можно только поработав в науке, а чтобы школьники получили такую возможность, для них нужно организовывать олимпиады и физико-математические школы. При этом все признали, что ездить по «познавательным мероприятиям» в состоянии лишь дети обеспеченных родителей. Поэтому, отметил главный научный сотрудник Института ядерной физики СО РАН Александр Бондарь, вопросом доступности научных соревнований и школ для широких масс должны озаботиться академии наук, государство и общество в целом.

Обсуждался и вопрос популяризации науки. По наблюдению учёного секретаря Института биофизики СО РАН Егора Задереева, сегодня научные новости – самые продаваемые на рынке журналистики, но беда в том, что нет российской науки для прессы, потому что наши учёные не готовы продавать науку как товар.

«Я не раз был свидетелем, как учёный, начиная беседу с корреспондентом, говорит: “Опять вы, журналюги, к нам пришли!” – не скрывал эмоций г-н Задереев. – Учёные не идут на контакт с журналистами, потому что не видят смысла в публичных выступлениях о своих достижениях, из-за этого журналисты недополучают информацию и совершают досадные ошибки, в результате в глазах учёных выглядят поверхностными искателями сенсаций».

Заведующий Отделом генофондов экспериментальных животных Михаил Мошкин образно обрисовал идеальные условия для бурного расцвета российской науки.

«Чтобы миллионы занимались физкультурой, сотни тысяч должны заниматься спортом, из них десятки должны достигать высоких результатов, и, конечно, должны быть чемпионы. В науке нужно создать такую же ситуацию».

Автор: Наталья Быкова Σ

по материалам Центра общественных связей Сибирского отделения Российской академии наук

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Strf.ru