Президент наградил, а чиновник запретил

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

-->

Молодых и перспективных ученых из Томска сначала наградили за победу в конкурсе RUSNANOPRIZE премией за научные открытия в сфере наноиндустрии, их изобретением восхищались нобелевский лауреат Жорес Алферов, глава Роснано Анатолий Чубайс и президент России Дмитрий Медведев, а потом, вернувшись в Сибирь, инноваторы узнали, что наша страна пока не собирается использовать их разработки.

На прошлой неделе сотрудников Томского государственного университета не интересовали ни телерепортажи об очередной встрече президента РФ Дмитрия Медведева и главы Роснано Анатолия Чубайса, ни их рассуждения о модернизации экономики, о формировании в государстве научного бизнеса путем «скрещивания» интеллекта отечественных ученых и деловой хватки российских предпринимателей. Сибиряки отправляли блоггеру Медведеву электронные письма о собственной инновационной практике.

Год назад Роснано наградило молодых ученых первой в мире молодежной премией за разработку и освоение уникальной нанотехнологической продукции. Приз победителю престижного конкурса — инженеру-электронщику научно-производственного предприятия «Сенсерия» (Томск) Евгению Севастьянову — тогда вручил нобелевский лауреат Жорес Алферов. А президент России Дмитрий Медведев, похвалив Севастьянова и его томских коллег за нужное и полезное для страны открытие«, предрек их нанотворению «скорейшее внедрение в массовое производство».

34-летний кандидат технических наук Евгений Севастьянов изобрел газовые пожарные извещатели ИП 435–1. Основа прибора — микроэлектронный полупроводниковый газовый сенсор, в газочувствительном элементе которого были использованы созданные в Томске тончайшие нанокристаллические пленки металлооксидных полупроводников. Новые извещатели надежнее используемых ныне приборов уже потому, что позволяют определять пожар задолго до процесса дымообразования, — при тлении, низкой концентрации выделяемых газов CO, CxHy, H2, CO2. А существующая пожарная аппаратура улавливает лишь молекулы монооксида углерода, выделяемого при медленном горении с дефицитом кислорода. Отсюда проблемы: ложные срабатывания современных извещателей при загазованной атмосфере, невозможность определить тление высоковольтной проводки и кабелей, сложности при определении типов пожара…

Пожалуй, дальше нам не следует углубляться в технологии — это прерогатива специалистов. Скажем проще и яснее: изобретение сибирских ученых позволило бы России обеспечить пожарную безопасность детских садов, школ, офисов, метрополитенов, шахт и железнодорожного транспорта. Мало того, с ним можно было бы экономить около 1,2 млрд рублей в год, ведь материальный ущерб от пожаров сократился бы, по подсчетам экспертов, по меньшей мере на 10 процентов.

Будь такие «наноизвещатели» в шахте «Распадская», где минувшей весной погибли десятки горняков, или в Подольском отделении банка, где два месяца назад из-за ложного срабатывания пожарной сигнализации двуокисью углерода отравились 13 человек, трагедий удалось бы избежать.

Но, оказывается, несчастья для государства не повод для пересмотра своего отношения к вопросам безопасности людей. Как и громкие заявления властей об инновационном будущем России — еще не шаг к реальным преобразованиям. Судьба томского изобретения наглядно это демонстрирует.

Мы выпустили одобренную вами наноразработку на рынок, она пользовалась спросом. А затем появился новый технический регламент Всероссийского НИИ противопожарной обороны, в котором газовые извещатели не указаны, а значит, их применение незаконно, — написал в блоге Медведева аспирант Томского государственного университета Федор Рудов. — Вы, наверное, понимаете, что научные предприятия выживают за счет продаж? И что теперь делать ученым? Эмигрировать?»

Все, как обычно, упирается в чиновников, — заметил в беседе с корреспондентом «МН» технический директор НПП «Сенсерия», научный сотрудник Томского госуниверситета Сергей Щеголь. — Раз в 10–20 лет они пересматривают нормативы. Точнее, заново подписывают регламент, не особенно заботясь о его содержании. Зачем им инновации, усовершенствования? Достаточно того, что есть. Принятое ВНИИПО законодательство поставило крест на работе наших изобретателей. Никто в стране не будет устанавливать извещатели, не включенные в нормативную базу. Спрашиваете, как можно исправить ситуацию? Нужно ужесточить ответственность чиновников за их собственные ошибки, за пожары. Тогда и проблем не останется».

Премия RUSNANOPRIZE, учрежденная Роснано, присуждается, напомним, за разработку и практическое освоение нанопродукции. Она является гарантией массового использования изобретений отечественных специалистов. Именно об этом при награждении лауреатов говорили Жорес Алферов, Анатолий Чубайс и Дмитрий Медведев. То же самое сегодня пытается доказать сотрудникам НИИ противопожарной обороны томский ученый Евгений Селиверстов, для чего специально путешествует из Сибири в Москву.

Нашей задачей была разработка новых технологий. Задача людей, составляющих регламенты, — довести их до рынка, — считает Селиверстов. — К сожалению, чиновники ориентируются на старые западные стандарты. А время не стоит на месте».

Те, кто при вручении наград на конкурсе нанопроектов гарантировал томским ученым запуск их разработки в массовое производство, не совсем компетентны в вопросах пожарной безопасности, — заявил начальник отдела пожарной автоматики ВНИИПО Владимир Здор. — Выводов сибирских специалистов и оценок высокого научного жюри недостаточно. Нужно создать особую комиссию, провести ряд экспериментальных исследований по применению нового типа приборов. В технологии производства нужно четко прописать, какие газы при пожаре претерпевают изменения, на что именно реагирует извещатель. Такие исследования могут занять пару лет».

Упоминания о «комиссиях» и «паре лет на подробные описания» оптимизма ученым не добавило. В нашей стране никто не знает, что случится через месяц, а тем паче через год или два. Например, десятилетиями государство вкладывало деньги в развитие 75 наукоградов, а потом внезапно решило строить один новый, показательный — «Сколково».

Руководство РАН и правительство РФ из года в год уверяют граждан страны, что отечественная наука возрождается, хотя в рейтинге цитируемости она скатилась на 120-е место среди 145 стран. В 2008 году в России было зарегистрировано всего три патента, связанных с нанотехнологиями, тогда как в США — 2400, в Японии — 876, в Израиле — 150. Так с чего томским ученым быть оптимистами?

Автор: Анна Бессарабова

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (3 votes)
Источник(и):

Rusnanonet