В России не хватает венчурного капитала – встреча Медведева с руководителями американских венчурных фондов
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Дмитрий Медведев обсудил с руководителями американских венчурных фондов вопросы инвестиционного климата в России, а также развитие её инновационного потенциала.
Особое внимание было уделено привлечению инвестиций в высокотехнологичные проекты, а также перспективам российского научно-технологического комплекса по разработке и коммерциализации новых технологий в Сколково.
Во встрече приняли участие 22 руководителя американских венчурных фондов, специальный помощник Президента США по вопросам национальной безопасности Майкл Макфол, с российской стороны – Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Владислав Сурков, Министр экономического развития Эльвира Набиуллина, начальник Экспертного управления Президента Илья Ломакин-Румянцев.
- * *
Д.МЕДВЕДЕВ: Добрый день, уважаемые коллеги!
Я хотел бы всех приветствовать в Москве – руководителей венчурных фондов, представителей венчурного капитала. Собственно, мы даже и не в Москве, скорее у меня дома, что предопределяет необходимость открытого обсуждения самых сложных вопросов.
Я пригласил вас для того, чтобы поговорить немножко о той теме, которой занимаюсь последнее время активно, а именно о развитии инновационного потенциала нашей страны, а также поговорить об инвестициях в высокотехнологичный бизнес. Я не буду говорить общих слов. Очевидно, что мы в таких инвестициях весьма и весьма заинтересованы.
Хотел бы также поблагодарить представителей американской ассоциации [русскоязычных] профессионалов (AmBAR), которые участвовали в организации этого визита, этой встречи.
Несколько слов о ситуации на рынке. Она вам хорошо известна, в том числе и на рынке венчурного капитала в России. Очевидно, что этот рынок развит очень слабо. При том, что очевидна тенденция увеличения расходов отечественных капиталов на исследования, на научные разработки, но венчурного капитала, рискового капитала в нашей стране не хватает. В стране действует около 20 фондов с объёмом капитала около 2 миллиардов долларов. Если сопоставлять это с американскими возможностями, да и не только американскими, это почти ничего. И конечно, мы хотели бы всячески способствовать развитию такого рода бизнеса.
Сегодня безусловными лидерами по привлечению капитала являются отрасли потребительского рынка, финансовых услуг, информационно-коммуникационных технологий. Это идёт более или менее неплохо, но для нас крайне важно расширить спектр такого рода возможностей, развивать совместные проекты в сферах биомедицинских технологий, прикладного программного обеспечения, так называемых чистых технологий.
Ещё одна тема, которая для России исключительно важна, – это энергоэффективность, потому что мы, к сожалению, пока не способны сделать нашу экономику в полной мере энергоэффективной. Это задача крайне важная. Ну и, конечно, космическая и ядерная отрасли. Все эти направления являются приоритетными в рамках той президентской комиссии, которую я решил возглавить, для того чтобы придать этой работе особое звучание. Вы знаете, в России многие процессы только тогда имеют перспективы, когда ими занимается первое лицо. Так у нас устроено общество ещё с патриархальных времен. Это не очень хорошо, но пока это так. Поэтому, может быть, в условиях Америки кажется странным, что Президент возглавляет такую комиссию, хотя ваш Президент сейчас всем занимается: и медицину реформирует, и финансовый рынок только что отреформировал. Но это вы мне расскажете, не мне вам об этом рассказывать.
Я тоже стараюсь заниматься разными вещами. Именно поэтому я эту комиссию и возглавил. И считаю, что важно, чтобы мы сейчас сконцентрировались на этих темах. Причём речь идёт не только о поиске частных инвестиций, что, конечно, всегда главное, но и о софинансировании государством ряда расходов, о налоговых льготах, о субсидировании кредитных ставок и о других финансовых привилегиях, которые могут применяться. Таким образом, можно снизить те риски, которые реально существуют на нашем рынке. Мы это понимаем, и эти риски оцениваются как достаточно высокие, но их можно снивелировать и теми преференциями, которые мы готовы в этой ситуации использовать. Поэтому я хотел бы, чтобы присутствующие здесь коллеги по возможности ознакомились с теми проектами, которые существуют. И конечно, я всех приглашаю к участию в них в режиме наибольшего благоприятствования.
Я не буду много говорить об определённых преимуществах, которыми сегодня обладает экономика России, у нас не сплошь недостатки – есть и свои преимущества, даже в условиях глобального финансового кризиса. Всё-таки можно сказать, что нам удалось сохранить макроэкономическую стабильность, создать достаточно открытую атмосферу для инвестиций. В стране работает уже почти восемь лет, на мой взгляд, сбалансированная налоговая система. Это не значит, что она идеальная, и мы её тоже всё время критикуем, но тем не менее она работает. И, на мой взгляд, это уж точно не худшая система в мире, особенно по ряду налогов, таких, например, как подоходный налог. Вы знаете, у нас практически самая низкая ставка, причём при наличии так называемой плоской шкалы, когда применяется только одна ставка независимо от объёма дохода.
Мы сейчас занимаемся другими вещами. Хотели бы, чтобы та либерализация валютной политики, которая была проведена пять лет назад, а также те ограничения по движению капитала, которые мы сняли, способствовали также превращению нашей страны в один из возможных финансовых центров. Поэтому ещё одной очень важной задачей является поддержание нормального уровня инвестиционного сотрудничества, работа с инвестиционным климатом, что создаёт определённые проблемы. Она, конечно, в значительной мере зависит и от эффективности судебной системы, от эффективности защиты права собственности и использования современных моделей страхования рисков.
По поводу нашего законодательства как человек с юридическим мышлением могу сказать что, на мой взгляд, законодательство у нас вполне приличное. Это уже моя оценка не только как Президента, а как практикующего юриста в прошлом, как адвоката, который занимался коммерческими сделками. Другой вопрос, конечно, что это законодательство зачастую не вполне корректно соблюдается участниками экономических отношений и не вполне точно интерпретируется в ходе судебной защиты. Плюс есть, конечно, проблема, связанная с исполнением судебных решений. Эти проблемы реально существуют. И я о них также не могу не сказать в этом зале.
Ещё одна тема, по которой мне бы хотелось с вами посоветоваться. Мы создали (пока только на бумаге, но надеюсь, что это будет реальный проект) центр российских инноваций в Сколково, который должен воплотить в жизнь уникальную для нашей страны систему апробирования инновационных решений, точнее, скажем так: отбора, апробирования, коммерциализации и последующей поддержки. На базе этого центра в Сколково будет действовать особый правовой режим, который предполагает исключения в административных правилах, особый налоговый режим, особый таможенный режим. И сейчас такой законопроект у нас готовится. Надеюсь, что в самое ближайшее время мы с этим законопроектом уже выйдем в наш парламент.
Поэтому мы крайне заинтересованы в том, чтобы сотрудничать в этой сфере с иностранными коллегами, с иностранными инвесторами на базе Сколково. Не только, конечно, там, у нас есть и другие технопарки, внедренческие зоны, свободные зоны. Но почему мы пошли на этот шаг? Не потому, что нас не устраивают предыдущие, а потому что мы хотим дать пример, как можно отрегулировать соответствующую сферу деятельности при наличии государственной воли и поддержки бизнеса, то есть опробовать Сколково как модель. Если у нас получится (у меня в этом сомнений нет, потому что мы этим занимаемся много, и занимаются этим разные структуры, и Президент занимается этим, и Правительство занимается), то тогда этот опыт мы могли бы тиражировать и в других местах.
Мы надеемся, что свой вклад будут вносить и университеты. Я считаю, что это крайне важно, потому что у нас пока уровень коммерциализации университетской науки очень низкий. Я сам много лет провёл в университете в качестве преподавателя, параллельно с карьерой адвоката занимался преподавательством на юридическом факультете. Я знаю, насколько важно, чтобы такого рода проекты осуществлялись через университеты. Это ещё одна задача, которую нам необходимо решать.
О том, что мы сейчас занимаемся созданием международного финансового центра, я тоже сказал. Надеюсь, что кризис нам в этом поможет, а также та жёсткая политика, которую проводят правительства ряда государств в отношении собственных финансистов. Поэтому мы всех, кто страдает у себя дома, приглашаем в Российскую Федерацию.
Это лишь часть вопросов, которые, наверное, сегодня можно было бы затронуть. Я хотел бы искренне вас поблагодарить за то, что вы приехали в Россию, за то, что вы сегодня здесь.
25 мая 2010 года, 18:00 Московская область, Горки
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев
18:18 25/05/2010
ГОРКИ, 25 мая – РИА Новости. Президент РФ Дмитрий Медведев призывает иностранных инвесторов способствовать улучшению образа России в глазах их коллег.
На встрече с главой российского государства во вторник руководители ведущих венчурных фондов США говорили о том, что имидж России в мире достаточно негативный, многие бизнесмены до сих пор живут представлениями о России 90-х годов.
«Это, безусловно, проблема. Мы заинтересованы, чтобы ее разрешить. Мы должны делать это сами, но кое-что зависит и от вашей позиции», – сказал Медведев.
«Если вы считаете, что, как минимум, ситуация изменилась, то ваши слова, ваш опыт, ваше общение с коллегами – это лучшее, что может быть, потому что словам государства бизнес верит не всегда, не только в России – то же самое в Америке», – отметил президент.
Медведев считает, что бизнесмены верят больше словам своих партнеров и коллег.
Отметив, что Россия занимается созданием международного финансового центра, Медведев выразил надежду, что в этом помогут кризис и жесткая политика, которую проводят правительства ряда государств в отношении собственных финансистов.
«Поэтому мы всех, кто страдает у себя дома, приглашаем в Российскую Федерацию», – с улыбкой сказал он.
Российским налогам можно только позавидовать
Со своей стороны, многие участники встречи отмечали, что условия, в том числе налоговые, для инвестиций в Россию очень хорошие и многие другие страны могут им только позавидовать.
«Будучи инвестором в различных странах мира, я полагаю, что Россия имеет многие структурные преимущества уже сейчас», – сказал, в частности, партнер-основатель фонда Siguler Guff & Company Дрю Гафф.
Он отметил низкие налоги в России.
«Мне кажется, все присутствующие здесь американцы могли только мечтать, чтобы был "плоский» налог", – заявил бизнесмен.
Партнер-основатель фонда JK&B Capital Дэвид Кронфельд сообщил, что все его коллеги в США, с которыми он общался, признают, что «Россия когда-нибудь станет центром притяжения, центром развития высоких технологий». По его мнению, вопрос не в том, сможет ли Россия это сделать, а в том, как и когда ей это удастся.
«Сможем ли мы ускорить этот процесс привлечения капитала в Россию?», – отметил предприниматель.
Проблемы для бизнеса в РФ
Медведев поблагодарил за позитивные отзывы и оценки попросил рассказать о проблемах России.
Гафф выделил несколько проблем, среди которых главной назвал сложности для работы малых компаний. По его мнению, необходимо создать механизм, который защищал бы малые и средние предприятия. Кроме того, считает бизнесмен, можно активнее использовать госзакупки у таких компаний, а также «внедрять мысль, что малые предприятия – это хорошо».
В свою очередь, управляющий партнер фонда Draper Fisher Jurvetson Дон Вуд отметил, что не так важно выдвигать какие-либо налоговые инициативы – более важно снимать барьеры для инноваций.
«Слишком много барьеров сейчас. Лучшее, что можно сделать, – это не мешать», – считает он.
Кроме того, Вуд призвал не диктовать инвесторам, в какие отрасли им осуществлять капиталовложения, не вводить никаких жестких правил.
Медведев на это заявил, что в России «нет проблем с тем, куда помещать деньги, никто и никогда не диктует бизнесу, во всяком случае, лет 15–20, куда помещать деньги, полученные от тех или иных операций».
«Проблема в другом – в том, что когда мы говорим, что надо заниматься инновациями, нужно вкладывать в высокие технологии, в новую экономику, нам говорят: это, конечно, здорово, но было бы лучше вложить эти деньги в нефть и газ. И вот это реальная российская проблема», – считает глава государства.
По его словам, Россия настолько богата природными ресурсами, что все хотят заниматься именно этим бизнесом.
«Никто не диктует бизнесмену, не говорит ему, что ты, допустим, должен инвестировать в эту сферу. Нужно, чтобы у самого представителя бизнеса было понимание того, что лучше он рискнет, но создаст что-то новое, поместит свои деньги в такую сферу, которая способна привести к прорывному успеху, а может быть, он потеряет деньги», – считает Медведев.