Инновации по приказу
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Чиновники разъяснили госкомпаниям, как внедрять инновации. К июлю все они должны пройти технический аудит и подготовить программы.
Минэкономразвития утвердило методические материалы для госкомпаний, госкорпораций и ФГУПов, разъясняющие, как нужно составлять инновационные планы. Наиболее подготовленные компании должны внести их в правительство к 1 апреля, отстающие — к 1 июля.
31 января на заседании комиссии по модернизации президент Дмитрий Медведев раскритиковал госкомпании, которые мало тратят на инновации и не занимаются их внедрением. Руководителям и представителям государства в советах директоров компаний, не занимающихся инновациями, он пригрозил дисциплинарной ответственностью, вплоть до увольнения.
Из 22 крупных госкомпаний и госкорпораций планы приемлемого качества представили девять, говорилось в материалах Минэкономразвития: «Росатом», «Ростехнологии», «Роснефть», «Транснефть», «Тактическое ракетное вооружение», «РАО энергетические системы Востока», ФСК, «Русгидро» и «Алмаз-Антей». Это были не планы, а концепции, которые были написаны «в меру сознательности» менеджмента, их качество сильно разнится, объясняет чиновник Минэкономразвития: программами можно назвать только материалы «Русгидро» и «Алмаз-Антея». «Газпром» — среди отстающих, вспоминает он. Проект программы инновационного развития компании должен быть представлен совету директоров «Газпрома» в июле 2011 г., комментирует представитель холдинга: это решение совета директоров, в котором большинство — представители государства.
Основной изъян уже представленных концепций — сформулированы общие цели, а не конкретные результаты, говорится в материалах Минэкономразвития. Нет сравнения с наилучшими доступными технологиями и продуктами на мировом рынке, отсутствует система ключевых показателей эффективности (KPI) по инновационному развитию для менеджмента, слабо структурированы «прорывные» и модернизационные проекты, а программы взаимодействия с наукой и вузами не конкретизированы, перечисляет другие недостатки Минэкономразвития.
Теперь чиновники подготовили стандарт для идеальной программы инновационного развития.
Против пассивных
Программа не должна быть пассивной, говорится в рекомендациях Минэкономразвития, компании действительно должны корректировать свою деятельность. Чтобы менеджеры могли отличить хорошую программу от плохой, в методичке указаны признаки «инновационной деятельности пассивного типа»: освоение наиболее дешевых технологий или продуктов, уже использующихся конкурентами, объединение программ дочерних компаний с минимальными дополнениями.
Чтобы подготовить программу, нужно пройти технологический аудит.
«Это инновационный бенчмаркинг, когда деятельность компании сравнивается с сопоставимыми компаниями за рубежом», — объясняет советник по инновациям Ernst & Young Юрий Аммосов (бывший замминистра экономического развития). Для этого нужно анализировать три направления деятельности, рассказывает он: по использованию технологий, производству технологических продуктов и инновациям в управлении. Сравнивать себя нужно минимум с тремя зарубежными компаниями-лидерами, рекомендуют чиновники.
Некоторые российские компании уже проводили подобный аудит, знает Аммосов, но чаще всего избирательно, не по всем трем показателям. По его оценке, обстоятельный технологический аудит может занять от трех месяцев до полугода. KPI для инноваций
После аудита в программе должны быть зафиксированы как минимум пять количественных KPI, диктуют сотрудники Минэкономразвития: показатели финансирования НИОКР, технологического лидерства, эффективности инновационной деятельности, результативности корпоративного управления и взаимодействия с внешними источниками разработок и инноваций. Главное, чтобы они совпадали с целями: себестоимость выпускаемой продукции должна снизиться более чем на 10%; энергоэффективность и производительность — расти на 5% в год. В компании должен быть специальный заместитель гендиректора, который курирует инновации и получает вознаграждение в зависимости от его KPI.
Компания должна предусмотреть специальный бюджет на разработку программы, включая технологический аудит, указано в методичке. Какими могут быть эти затраты, в Минэкономразвития не считали, говорит чиновник ведомства. Но при этом компаниям придется отчитываться перед правительством о своих расходах: представлять сводную таблицу-график финансирования инновационной деятельности с разбивкой по видам источников (заемные, акционерные, субсидии и проч.).
На составление качественной программы отводится мало времени, говорит топ-менеджер крупной госкомпании:
«Но раз такая цель поставлена, будем выполнять все в срок». Сейчас все компании разведут бурную деятельность по написанию программ, уверен партнер ФБК Игорь Николаев. Чиновники увлеклись формой, а не содержанием, считает он: инновации — аргумент в конкурентной борьбе, если бы чиновники поддерживали конкуренцию, никого не пришлось бы понуждать к инновациям.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев