Мечты о 3 процентах ВВП на науку

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

-->

В канун Нового года, 31 декабря, Министерство экономического развития РФ разместило на своём официальном сайте проект Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года Инновационная Россия – 2020 (далее – Стратегия). Документ разработан на основе и в развитие положений Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года в соответствии с поручением председателя правительства России по итогам заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, состоявшегося 3 марта 2010 года.

Цифры

Достичь амбициозных целей долгосрочного развития – обеспечения высокого уровня благосостояния населения и закрепления геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, по мнению авторов проекта Стратегии, возможно, лишь сформировав экономику лидерства и инноваций. Для этого в 2020 году России надо занять «существенную долю (в 5–10 процентов) на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по 5–7 позициям», включая атомную энергетику, авиатехнику, космическую технику; в 2 раза повысить «долю высокотехнологичного сектора в ВВП (с 10,9 до 17–20 процентов)». Кроме того, необходимо в 5–6 раз увеличить «долю инновационной продукции в выпуске промышленности» и в 4–5 раз – «долю инновационно активных предприятий (с 9,4 до 40–50 процентов)».

Названы и другие количественные показатели:

  • «внутренние затраты на исследования и разработки повысятся до 2,5 – 3 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году (в 2009 году – 1,24 процента), из них больше половины – за счёт частного сектора;
  • доля российских исследователей в общемировом числе публикаций в научных журналах повысится до 5 процентов в 2020 году (в 2008 году – 2,48 процента);
  • средняя цитируемость научных работ российских исследователей повысится до 5 ссылок на статью в 2020 году (в 2009 году – 2,4 ссылки на статью);
  • не менее 5 российских вузов войдут в число 200 ведущих мировых университетов, согласно международным рейтингам (в 2009-ом – ни одного);
  • количество патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах ЕС, США и Японии, превысит в 2020 году 2,5–3 тысячи (в 2008 году – 63);
  • доля средств в структуре доходов российских университетов, получаемых за счёт выполнения НИР и НИОКР, достигнет 25 процентов;

доля средств на научные исследования, проводимые в вузах, в общем объёме средств, направляемых на научные исследования, увеличится до 30 процентов».

Сценарии

В проекте документа выделены три основных варианта инновационной стратегии:

  • «инерционного импортоориентированного технологического развития»,
  • «догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособности»,
  • «достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях».

Первый вариант не предполагает масштабных усилий, нацеленных на инновационное развитие. Политика фокусируется в основном на поддержании макроэкономической стабильности и низких параметров бюджетных расходов на науку, инновации и инвестиции в человеческий капитал. Такой сценарий «с большой вероятностью приведёт к дальнейшему ослаблению национальной инновационной системы, усилению зависимости экономики от иностранных технологий» и «обрекает Россию на технологическое отставание от ведущих стран Запада, а в перспективе – и на проигрыш в конкуренции инноваций таким новым индустриальным странам, как Китай». Его результаты «не соответствуют целям и ориентирам развития российской экономики на долгосрочную перспективу».

Второй вариант предполагает нацелиться «не только на перевооружение экономики на основе импортных технологий, но и на локальное (точечное) стимулирование развития отечественных разработок. <…> Сектор фундаментальной и прикладной науки сегментируется и концентрируется вокруг тех направлений, которые имеют коммерческое применение».

Для России, по словам авторов документа, «догоняющий путь развития означает массовое заимствование рядовых для мирового рынка, но передовых по российским стандартам технологий в качестве первого этапа технологической модернизации». Правда, наряду с преимуществами такого пути отмечаются и риски, включая сильную зависимость от импорта техники и технологий, которая может тормозить развитие собственных разработок, что обернётся углублением разрыва между отечественной наукой и промышленностью.

Третий вариант «характеризуется значимыми усилиями государства по модернизации сектора НИОКР и фундаментальной науки, значительным повышением их эффективности, концентрацией усилий на прорывных научно-технологических направлениях, которые позволяют резко расширить применение отечественных разработок и улучшить позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг». Такой сценарий предполагает резкое увеличение спроса на новые научные и инженерные кадры, формирование целостной национальной инновационной системы и восстановление лидирующих позиций российской фундаментальной науки. Он, безусловно, предпочтительнее, но весьма затратен и более рискован.

Поэтому Минэкономразвития полагает, что для России «оптимальной является смешанная стратегия, с элементами стратегии лидерства в некоторых сегментах, в которых имеются (или могут быть быстро созданы) конкурентные преимущества, но с реализацией догоняющей стратегии в большинстве секторов экономики и промышленности, параллельно с восстановлением инженерного и конструкторского потенциала».

Какой из вариантов стратегии будет реализован, равно как будут ли достигнуты количественные показатели, с уверенностью сказать пока невозможно. Тем более что, как отмечается в документе, поставленные «в предыдущей Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года целевые показатели, связанные с расширением инновационной активности компаний реального сектора, в том числе вследствие замедления роста, обусловленного кризисом 2008–2009 годов, в основном не достигнуты». Напомним, что к 2010 году планировалось довести внутренние затраты на исследования и разработки до 2 процентов к ВВП (по итогам 2009 года они составили 1,24 процента), а удельный вес инновационной продукции в общем объёме продаж промышленной продукции на внутреннем рынке – до 15 процентов (9,4 процента).

Авторы проекта Стратегии говорят также о том, что «начинает формироваться новая неблагоприятная тенденция отставания в достижении показателей, предусмотренных Основными направлениями деятельности Правительства РФ на период до 2012 года в части науки и инноваций (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р – STRF.ru)».


Материал по теме:

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (2 votes)
Источник(и):

Strf.ru