В ФИАНе прошла научная сессия памяти А.Д. Сахарова

-->

25 мая в Физическом институте им. П.Н. Лебедева РАН (ФИАН) состоялась Научная сессия Отделения физических наук РАН, посвященная 90-летию со дня рождения Андрея Дмитриевича Сахарова (21.05.1921 – 14.12.1989).

21 мая исполнилось 90 лет со дня рождения физика-теоретика, конструктора, правозащитника, одного из самых выдающихся и известных общественных деятелей ХХ века Андрея Дмитриевича Сахарова. Сахаров – безусловный гений, человек, ход мыслей которого не подчинялся никакой классификации. В возрасте 32 лет и всего с несколькими научными публикациями он был избран в действительные члены Академии наук, миновав степень члена-корреспондента, трижды (1953, 1956, 1962) был Героем Социалистического Труда, лауреатом Сталинской (1953) и Ленинской (1956) премий, а в 1975 году получил Нобелевскую премию мира. Начало и последний этап научной карьеры Сахарова неразрывно связаны с ФИАНом, и именно здесь собрались его коллеги и продолжатели с тем, чтобы отдать дань памяти.

Заседание сессии открывал Алексей Алексеевич Гиппиус, заместитель директора ФИАН, доктор физ.-мат.наук. Произнося вступительную речь, он отметил, что «Андрей Дмитриевич – это личность гигантского масштаба, наделенная абсолютно уникальным нестандартным умом. Потеря Андрея Дмитриевича для нашей страны была потерей нравственного лидера, возможно, будь он с нами еще какое-то время, некоторые дела в нашей стране шли бы сейчас по-другому».

Главный научный сотрудник ФИАН, член-корреспондент РАН Владимир Иванович Ритус участвовал в группе Сахарова по разработке водородной бомбы, он вспоминал о главных поворотах судьбы Андрея Дмитриевича. Это незаконченная работа о расщеплении уровней водорода, которая могла бы стать работой того уровня, о котором он так мечтал; это необходимость выезда на постоянную работу на объект, в саровский КБ-11, для проектирования водородной бомбы, чего он крайне не хотел; это смерть его первой жены Клавдии Алексеевны Вихиревой, которая надолго выбила его из колеи.Таких поворотов судьбы в жизни Сахарова было немало.

Старший научный сотрудник Отделения теоретической физики ФИАН, правозащитник и лидер общественной организации «Право ребенка» Борис Львович Альтшулер – автор большого количества статей и воспоминаний о Сахарове. Лев Владимирович Альтшулер, отец Бориса Львовича, и Андрей Дмитриевич были коллегами по созданию советского ядерного оружия и работали в одно время в ядерном центре Арзамас-16 (Саров). Б.Л. Альтшулер познакомился с Сахаровым в 1968 году, когда Андрей Дмитриевич согласился стать оппонентом его диссертации; они дружили все годы, до кончины Сахарова в 1989 году. «В течение 20 лет, с 1948 по 1968 годы, – говорит он, – Андрей Дмитриевич участвовал в создании ядерного щита России, и столько же, с 1969 по 1989, он, движимый тем же патриотическим чувством долга, отдал защите прав человека, предотвращению самоликвидации человечества в термоядерной войне. Свободное от этих занятий время он посвящал своему любимому делу – теоретической физике. И хотя работы эти выполнены, по выражению самого Сахарова, "на обочине», многие из них получили дальнейшее развитие«. Это и мирное использование термоядерного синтеза, и объяснение барионной асимметрии Вселенной, и известные "сахаровские осцилляции», а также индуцированная гравитация, мюонный катализ, идея взрывомагнитных генераторов для получения сверхсильных импульсных магнитных полей. Другие работы еще ждут своего часа: о пространствах с различным числом осей времени, о квантовом испарении черных мини-дыр.

Рассказывая об общественном наследии А.Д. Сахарова и его методах решения общественных задач, Альтшулер сказал:

«Сахаров всей своей деятельностью дал пример мощного цивилизованного ненасильственного влияния гражданского общества на власть, без чего порядок в стране не наведешь. Это очень творческая деятельность – находить способы влияния в условиях, когда сделать в общем-то ничего нельзя. Но оказывается можно! И сейчас в общественной организации "Право ребенка» мы работаем по тому же принципу. Получая чиновничьи отказы и отписки, мы только наращиваем разноплановые усилия до тех пор, пока не решим проблему в пользу ребенка".

Научный руководитель РФЯЦ-ВНИИЭФ, бывшего КБ-11 в Сарове, академик Радий Иванович Илькаев рассказывал о периоде работы над советским термоядерным оружием, начиная с формулировки идеи «слойки-лидочки» Сахарова-Гинзбурга в 1948 году и заканчивая разработкой в КБ-11 термоядерных зарядов и созданием «сверхбомбы», испытанной в 1955 году. Также он упоминал предложения Сахарова о магнитной кумуляции – превращении энергии взрыва взрывчатого вещества в энергию магнитного поля, и идею реализации магнитного термоядерного реактора. В настоящее время взрывомагнитные генераторы (ВМГ) используются в самых различных целях – от фундаментальных исследований физических свойств веществ в экстремальных условиях до изучения процессов формирования и воздействия электромагнитных импульсов: «Это крупный раздел физики, в котором наш институт вплоть до настоящего времени занимает лидирующие позиции в мире, а работы с использованием технологий взрывомагнитных генераторов являются прямым творческим наследием Андрея Дмитриевича». Идеи магнитного удержания плазмы с целью получения управляемого термоядерного синтеза развиваются сейчас в строящемся во Франции международном токамаке ИТЭР, экспериментальный замкнутый контур для моделирования процессов его топливного цикла был разработан в РФЯЦ-ВНИИЭФ.

Главный научный сотрудник АКЦ ФИАН, член-корреспондент РАН Игорь Дмитриевич Новиков рассказывал о кротовых норах и теории многоэлементной Вселенной. В 1970 году Андрей Дмитриевич Сахаров впервые выдвинул гипотезу существования многочисленных листов эволюции Вселенной, которую активно развивал в последующих трех работах. В настоящее время эти выводы активно развиваются по всему миру, в том числе группой ученых в ФИАНе. В частности, одна из теорий выступает за наличие между вселенными соединяющих топологических туннелей – кротовых нор. «Сахарова очень интересовали вопросы о топологической структуре мира и глобальности Вселенной. Мы несколько раз обсуждали возможные физические свойства туннелей между разными вселенными, и основная мысль того времени сводилась к тому, что кротовыми дырами могут быть заряженные и/или вращающиеся черные дыры». В настоящее время классификация кротовых нор пополнилось множеством моделей, различают внутримировые и межмировые туннели, проходимые и непроходимые. Обнаружение туннелей между вселенными – очень важный для космологии вопрос, ведь если кротовые дыры действительно существуют и открыты для прохождения сигнала, то это можно попытаться зарегистрировать экспериментально.

Директор Института физики токамаков РНЦ «Курчатовский институт» Энглен Атакузиевич Азизов говорил о развитии токамаков со времен Сахарова и до наших дней, а также о планах на будущее. В 1951 году А.Д. Сахаров и И.Е. Тамм подготовили теоретическое обоснование магнитного термоядерного реактора (МТР) и сделали первые оценки его параметров. Перспективы получения от управляемого термоядерного синтеза неограниченной энергии настолько заманчивы, что токамаки развиваются вот уже более 60 лет. Удивительно, что такие параметры, как объем плазмы (960 м3) и напряженность продольного магнитного поля (5 Т) в проекте Сахарова практически совпали с аналогичными параметрами международного проекта ИТЭР (831 м3 и 5.3 Т), реализуемого в настоящее время во Франции. Но несмотря на то, что начало истории токамаков было положено именно в нашей стране, после 1975 года в России не было создано не одного действующего современного токамака, за исключением Глобуса-М – малого токамака с вытянутым сечением, токамаки же Т-15 и ТСП практически не работали. Восстановлению былых позиций может способствовать принятый в рамках недавней ФЦП план создания современного диверторного токамака на основе модернизации комплекса Т-15. Начало строительных работ запланировано на 2012 год.

Руководитель Астрокосмического центра ФИАН академик Николай Семенович Кардашев посвятил свой доклад космическим интерферометрам. В 1989 году Андрей Дмитриевич Сахаров и Виталий Лазаревич Гинзбург написали письмо директору НАСА адмиралу Ричарду Трули. В этом письме ученые представляли проект «Радиострон» по запуску 10-метрового радиотелескопа на вытянутую орбиту спутника Земли. Осуществить его в то время можно было только при поддержке НАСА, которая в итоге была получена. Правда, запуск телескопа из-за бурных событий в нашей стране был отложен, и вот только сейчас, в июле этого года, «вооруженный» этим уникальным инструментом спутник будет запущен в космос. Достигнутое с помощью «Радиоастрона» разрешение позволит пролить свет на такие явления, как образование звезд и планетных систем, темную материю и темную энергию, физику черных дыры и нейтронных звезд, существование кротовых нор и множество других вопросов.

Сотрудник Астрокосмического центра ФИАН Владимир Николаевич Лукаш и сотрудник Государственного астрономического института им. П.К. Штернберга и Кардиффскиго университета (Великобритания) Леонид Петрович Грищук рассказывали о космологических моделях образования Вселенной. В 1965 году А.Д. Сахаров опубликовал статью в ЖЭТФ под названием «Начальная стадия расширения Вселенной и возникновение неоднородности расщепления вещества». В этой работе он выдвинул «сумасшедшую» для того времени гипотезу происхождения галактик и звезд вследствие квантовых флуктуаций вакуума в первые мгновения существования Вселенной. В 2001 году описанные Сахаровым колебания вещества были обнаружены в реликтовом излучении, дошедшем до нас со времен Большого взрыва, а сейчас намеки на них появляются и в распределении галактик.

Не только перечисленные дела Андрея Дмитриевича живут и продолжают развиваться, многое из того, к чему он приложил свою руку, получило дальнейшее развитие. Он – человек-феномен, который опережал свое время не только в выдвигаемых гипотезах-ответах, но и в постановке самих вопросов.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

PortalNano