"Молекулярные рычаги" улучшают качество материалов

Некоторые атомные структуры способны действовать как рычаг, ускоряя реакции в 1000 раз по сравнению с другими молекулами. Это открытие позволяет предположить, что такие структуры, называемые молекулярными рычагами, можно использовать для управления химическими и механическими взаимодействиями, и, в конечном счете, с их помощью получать более эффективные и износостойкие материалы.

«Мы заинтересованы в разработке новых надежных материалов, поэтому пытаемся разрабатывать реакции, которые обычно протекают очень медленно, но могут быть эффективно нами ускорены», – сказал химик Стив Крейг, возглавляющий исследование.

Экспериментальным путем Крейг и его команда обнаружили, что молекула с полинорборненовым основанием может действовать в механической реакции в 1000 раз эффективнее, по сравнению с молекулой на полибутдиеновой основе.

Этот эксперимент показывает, что за счет простой замены основания можно значительно изменить скорость реакции – чуть ли не в тысячи раз.

Материалы часто ломаются после того, как подвергаются многократной нагрузке, ударам, напряжениям.

Если суметь направить обычно деструктивные силы по конструктивному пути, можно создать материал с более долгим «сроком жизни».

В эксперименте ученые использовали эквивалент микроскопического пинцета, чтобы растянуть две части атомных цепочек и взломать структуру в определенных местах. Команда предполагала, что одна молекула будет реагировать более эффективно, нежели другая. Но никто не знал, что различия будут столь велики.

Это открытие позволит создать более долговечные материалы.

1. cnews.ru