Новое водоотталкивающее покрытие работает даже после 1 000 °C
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Материаловеды под руководством Крипа К. Варанаси (Kripa K. Varanasi) из Массачусетского технологического института (США) создали на основе лантаноидов гидрофобное керамическое покрытие, отличающееся экстремальной механической прочностью.
В отличие от ряда металлов, свободные электроны лантаноидов скрыты «в глубине» атома, а не находятся «на поверхности». Поскольку именно свободные электроны входят во взаимодействие с атомами кислорода в воде, учёные решили проверить, насколько активным будет взаимодействие воды с покрытием из оксида алюминия и оксидов различных нерадиоактивных лантаноидов.
В ходе таких экспериментов удалось показать, что
керамические покрытия на основе оксидов лантаноидов исключительно гидрофобны и при этом намного прочнее полимерных водоотталкивающих поверхностей. Подчёркивается, что даже после абразивной обработки такого материала его гидрофобность не снизилась.
Рис. 1. Новый материал в руках Жизель Азими, одной из разработчиков. Справа — руководитель исследовательской группы Крипа К. Варанаси. (Фото David Castro-Olmedo / MIT).
Заслуживает внимания и то, что материал сохранял свои свойства даже после нагрева до 1 000 °C, что позволяет назвать его самым высокотемпературным изо всех известных гидрофобных.
Разумеется, с учётом значительной стоимости лантаноидов, их вряд ли можно будет использовать для опрыскивания кроссовок и домовых крыш. Однако для лопастей турбин (как энергического, так и транспортного назначения) они могут быть незаменимы: интенсивное термическое и механическое воздействие доселе делало использование эффектных гидрофобизаторов невозможным, а образование на лопатках конденсата с критическим параметрами заметно снижает КПД турбин, отмечают разработчики.
Не менее полезным покрытие (в качестве антиобледенительного) может оказаться и для крыльев авиалайнеров и даже боевых самолётов, рассчитанных на длительную эксплуатацию в условиях частых перепадов температур.
Отчёт об исследовании опубликован в журнале Nature Materials.
- Источник(и):
-
1. phys.org
- Войдите на сайт для отправки комментариев