Российский квантовый центр рассказал, куда тратит миллионы из «Сколково»

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

-->

Российский квантовый центр сообщил о формировании восьми научных групп на основе «Сколково» и четырех российских университетов. В перспективе число групп будет увеличено до 20, а сам РКЦ будет интегрирован в МФТИ или Сколтех.

Российский квантовый центр (РКЦ), созданный в 2010 г. основателем Parallels и гендиректором Acronis Сергеем Белоусовым и его партнерами для поддержки квантовых технологий, заявил о формировании восьми научных групп, занимающихся развитием квантовых технологий «второй волны» и о назначении их научных руководителей.

Из восьми руководителей с двумя учеными заключены долгосрочные трудовые договоры: это Алексей Акимов из ФИАНа и Элизабет Джиакобино (Elisabeth Giacobino) из парижского Университета Пьера и Марии Кюри.

Физически научные группы РКЦ сейчас расположились в семи лабораториях: трех на территории центра «Сколково», и четырех соответственно в МГУ, МФТИ, ФИАН и Институте физики твердого тела в Черноголовке.

В российских лабораториях заняты 40–45 исследователей. Кроме того 12 ученых работают при поддержке РКЦ в различных университетах по всему миру. Учеными опубликовано 45 научных статей (из них три в журналах Nature и Science), говорят представители центра.

По словам Сергея Белоусова, занимающего пост главы попечительского совета РКЦ, в перспективе нескольких ближайших лет ему бы хотелось довести число научных групп до 20, а сам центр «интегрировать с университетом» – Сколтехом или МФТИ, что, по его словам, более вероятно. Сам Белоусов является выпускником МФТИ.

В конце 2012 г. РКЦ получил беспрецедентный грант фонда «Сколково» объемом 1,33 млрд руб. Обычный объем финансирования проектов фондом «Сколково» ограничивается десятками миллионов рублей, а общий объем выданных фондом с начала его работы в 2010 г. до середины 2012 г. безвозмездных грантов составил чуть менее 6,4 млрд руб.

РКЦ, по словам Сергея Белоусова, это «абсолютно благотворительная организация». Между тем известно, что в декабре 2012 г. тем же Белоусовым вместе с соинвесторами Ильей Зубаревым и Сергеем Кузьминым основан венчурный фонд QWave объемом $100 млн, ориентированный на инвестиции в квантовые технологии.

bel3.jpg Сергей Белоусов: «Квантовый компьютер – это не главное»

В июне 2013 г. QWave заявил о вложении первых $7 млн в эстонскую компанию Clifton, американскую Centiece и российско-американскую Nano Meta Technologies.

Интересы Квантового центра, как и фонда QWave, лежат в квантовых исследованиях «второй волны». Сам Сергей Белоусов, говоря о современных разработках в области квантовых технологий, употребляет выражение «тонкие квантовые эффекты, освоенные учеными в последние 10–20 лет».

По его словам, можно ожидать, что в ближайшие несколько десятков лет «тонкие квантовые эффекты» будет использовать вся современная электроника, таким образом, рынок квантовых технологий превзойдет по объемам рынок ИТ.

При этом задача построения «квантового компьютера», по словам Белоусова, для ученых, работающих в квантовой тематике, не слишком актуальна: «Огромное число побочных результатов представляют колоссальный прикладной интерес и без квантового компьютера».

Впрочем, консультативный совет РКЦ возглавляет выпускник МФТИ, а ныне профессор физики в Гарварде Михаил Лукин, создатель кубитов, долго (до двух секунд) хранящих информацию при комнатной температуре.

Примером действующей компании, монетизирующей квантовые разработки «второй волны», можно считать швейцарскую компанию GAP-Optique, созданную учеными женевского университета в 2001 г.

Ее гендиректор Николас Гизин (Nicolas Gisin) рассказал CNews, что компания, состоящая из 23 сотрудников, производит квантовые генераторы случайных чисел, детекторы единичных фотонов и устройства квантовой криптографии. По его словам, нынешний оборот компании выражается в «единицах миллионов долларов в год», причем последние 5–6 лет компания прибыльна.

Покупателями разработок GAP-Optique выступают игровая индустрия, исследовательские компании, крупные банки и госструктуры, в частности, правительство кантона Женева.

Насколько известно CNews, РКЦ организовал для представителей швейцарской GAP-Optique встречу с руководством Сбербанка, где банкирам было предложено инвестировать в компанию через его венчурный фонд, а также приобрести производимое ей оборудование для квантовой криптографии. Но, по информации CNews, Сбербанк от инвестиций в GAP-Optique отказался.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (5 votes)
Источник(и):

C-news