Инженеров выпускают много, но их не хватает - комментарий к заседанию президентского совета по науке и образованию

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Модернизация системы подготовки инженерных кадров, максимальное приближение профессионального образования к реальному производству – эти вопросы обсуждались на заседании президентского совета по науке и образованию под председательством Владимира Путина, состоявшемся 23 июня. В заседании участвовал научный руководитель Лаборатории нейтронной физики Объединенного института ядерных исследований в Дубне и директор Петербургского института ядерной физики в Гатчине член-корреспондент РАН Виктор Аксенов.

  • Виктор Лазаревич, на Ваш взгляд, насколько система подготовки инженерных кадров в стране удовлетворяет современным требованиям? На предприятиях часто жалуются на нехватку инженеров.

Проблема не в количестве специалистов, выпускаемых вузами. На заседании президентского совета были приведены интересные данные: по всем направлениями человеческой деятельности – атомная энергетика, машиностроение, судостроение, авиастроение и т.д. – количество выпускников инженерных специальностей в среднем превышает потребности в два раза. А все говорят, что инженеров не хватает. Происходит это по двум причинам.

Первая причина носит естественный характер, это так называемая внутренняя миграция, когда люди получают образование по одной специальности, а уходят работать в другую. Я считаю, что это нормальный процесс: человек образование получил, а где ему предоставили лучшие условия, там он и будет работать. А вот вторая проблема довольно серьезная – это качество подготовки. По существу, на совете именно об этом шла речь – о том, как повысить качество подготовки инженеров, как сделать связь вузов и предприятий более тесной. Обычно на обсуждение президентского совета выносятся вопросы, которые требуют решения государства. После совета следуют поручения президента правительству и начинается их реализация. Думаю, что в этом направлении все же будет определенный прогресс, хотя проблема эта очень тяжелая – вообще с образованием у нас в стране.

  • В 2017 году предстоит запуск нового реакторного комплекса ПИК в Гатчине, это, как мы знаем, один из российских проектов класса мега-сайенс. Как и чем вы собираетесь привлекать молодых специалистов?

Это больная тема. Особенно больная для таких городов, как Дубна и Гатчина, поскольку проблемы с жильем и обеспечением жизни здесь другие, чем в больших городах. Конечно, их по-другому и надо решать. Как решать?

Первое, что нужно делать, – повышать зарплату. Я вообще считаю, что все надо делать через зарплату (в конце концов, так и будет): надо человеку платить адекватные деньги, а дальше он уже сам решит, квартиру ему покупать или в палатке жить, – надо сделать так, чтобы это был его вопрос. Но пока это не так. Поэтому одновременно с повышением зарплаты пытаемся что-то сделать и по строительству жилья, переоборудовать какие-то помещения. Например, у нас был учебный центр за пределами института. Сейчас мы решили, что переоборудуем его под общежитие для молодых сотрудников, а учебный центр переведем на площадку, где есть достаточно помещений. И так далее.

Конкретно – что значит повышение зарплаты? Средняя заработная плата по Ленинградской области – 32 тысячи рублей. Значит, для того, чтобы привлечь молодых сотрудников, надо сделать, чтобы зарплата была, по крайней мере, на 10% выше, соответственно она у нас сегодня 35 тысяч рублей. А в будущем году нужно делать ее на уровне Ленинградской атомной станции, это наш конкурент по привлечению специалистов по реакторам и там она 42 тысячи рублей. Соответственно нужно делать на 10% больше, потому что ясно: сколько бы мы ни говорили о необходимости инженерного (да и любого) труда, сколько бы ни обсуждали, как улучшается образование, если мы не создадим элементарных условий для жизни, все это повиснет в воздухе.

  • А какова потребность в молодых специалистах в ПИЯФ? Постоянно приходится слышать, что научные институты стареют.

Мы как раз, месяца три-четыре назад, проводили специальное заседание ученого совета по проблеме молодежи, создали совет молодых ученых. К этому обсуждению собрали статистику. К моему удивлению, состояние дел оказалось лучше, чем я думал: распределение между возрастными категориями более или менее равномерное. В целом по институту средний возраст около 60 лет, но при этом молодых людей до 35 лет порядка 37–38% (все же у молодежи есть стремление к крупным, большим делам). Но это распределение по возрасту неравномерно: большой средний возраст достигается в основном за счет научных сотрудников, а вот с инженерами как раз некоторая проблема. Особенно с обеспечением кадрами молодых специалистов, как это ни печально, на базовых установках. То же самое, что и в Дубне. Это действительно проблема. Могу сказать, что средний возраст работников на ускорителях в Гатчине 65 лет. Это средний возраст! На реакторе ПИК состав относительно молодой, но у нас сейчас главная задача – обеспечить здесь полное комплектование штатов: за ближайшие два года нужно принять на работу около 200 человек. В условиях небольшого поселения это большая проблема. Но хочу сказать, что опыт у нас в этом отношении есть: на реакторе ИБР-2 в Дубне тоже была проблема с инженерами, с персоналом в сменах. Решили тем, что на моей кафедре нейтронографии в МГУ мы несколько лет готовили ребят с помощью наших специалистов-реакторщиков именно для работы на реакторе, и эту проблему решили. Будем и в Гатчине так делать.

Отметим, что подготовка студентов в соответствии с современными требованиями и привлечение к их обучению ведущих специалистов-практиков, о чем говорилось на заседании президентского совета, положены в основу работы Учебно-научного центра, который на протяжении многих лет успешно действует в Объединенном институте ядерных исследований. Эти же принципы планируется положить в основу работы образовательного центра, который намечено создать в особой экономической зоне «Дубна» для целенаправленной подготовки специалистов в компании-резиденты ОЭЗ.

На снимке: член-корреспондент РАН Виктор Аксенов.

Фото Юрия Туманова.

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Вера Федорова — консультант по СМИ дирекции программы развития наукограда Дубна