Крысам успешно пересадили искусственные пищеводы

На сегодняшний день, когда пациентам требуется пересадка пищевода, чаще всего врачи используют ткани их желудка или кишечника, что всегда сопряжено с определёнными рисками. Полученный орган не всегда функционирует полноценно, к тому же почти во всех случаях требует хирургического удаления необходимого материала.

Теперь же исследователи из Каролинского института в Швеции, совместно с Техасским институтом кардиологии и университетами Италии, России и Германии, разработали новый метод замены пищевода и испытали его на крысах. В рамках эксперимента у грызунов извлекли из организма пищеводы. С них затем сняли все клетки и оставили простой каркас органа, который, впрочем, сохранил все химические и механические свойства оригинала. В результате все каркасы оказались универсальными для дальнейшей пересадки.

Затем у крыс собрали мезенхимальные стволовые клетки из костного мозга и пересадили их на полученный каркас.

Три недели спустя стволовые клетки плотно облепили каркас пищевода и начали спонтанно дифференцироваться в различные типы клеток органа.

Во время этого процесса исследователи пересадили животным новые пищеводы, заменив сегменты существующих органов. Все крысы пережили процедуру, а спустя две недели учёные заметили, что имплантированный материал регенерировался во все основные клеточные и тканевые компоненты пищевода, включая эпителиальные клетки, которые покрывают поверхности цельных структур, мышечные клетки, кровеносные сосуды и нервы.

o_932085.jpg Рис. 1. Крысы после пересадки пищевода чувствовали себя прекрасно (фото Wikimedia Commons).

«Мы считаем, что эти перспективные результаты сами по себе являются олицетворением значительного прогресса в сфере клинической конвертации биологических тканей», — говорит ведущий автор исследования Паоло Маккиарини (Paolo Macchiarini) из Каролинского института.

О результатах эксперимента биоинженеры рассказали в своей статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

Авторы исследования также отмечают в пресс-релизе, что

каркас не был родным для организма грызуна, а стволовые клетки исследователи забирали у самих крыс-реципиентов. Тем не менее, иммунного отторжения нового органа не наблюдалось ни в одном случае. Дело в том, что иммунная система реагирует не на каркас органа, а на клетки, которые на него наращены, они же были для организма родными.

Вдохновлённые успехом данного исследования учёные решили взглянуть, что произойдёт, если те же манипуляции провести с сердцем и другими жизненно важными органами. О старте клинических испытаний на добровольцах пока не сообщается.