На Селигере обсудили будущее российского образования
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Дискуссия про образование на форуме «Поколение Zнаний», проходящем сейчас на Селигере, изначально обещала быть интересной. Аудитория Селигера в этом году разительно отличается от опыта предыдущих лет. Нынешняя смена собрала практически исключительно молодых преподавателей общественных наук: экономики, социологии, политологии, истории, философии. Больше 70 процентов – аспиранты, многие уже защитились. Так что проблемы образования они знают, и они их явно волнуют.
Следует признать, что гости панельной дискуссии постарались это учесть. Её модератор Вячеслав Никонов с ходу предложил без лишних выступлений перейти к вопросам из зала. И не прогадал.
Первый же вопрос буквально «встрепенул» зал. Участница звонким голосом спросила гостей: «Как они относятся к обязательному распределению выпускников технических специальностей?». Момент казался острым: вступиться за «технарей» в зале, где собрались почти исключительно гуманитарии, казалось бы, некому.
Эту функцию успешно взяли на себя гости. Так, первый заместитель думской фракции «Единая Россия» Николай Булаев прямо сказал:
«Если кто-то хочет через распределение направлять людей на работу в пустыню при зарплате 5 тысяч рублей, то не надо такого распределения».
«Я сначала поспорю, а потом соглашусь», – всё-таки согласился его идеологический противник из КПРФ Олег Смолин.
В итоге гости сошлись во мнении, что студенты могут брать на себя обязательства по добровольному распределению, но только в обмен на дополнительные социальные гарантии со стороны работодателей. Например, завод может платить дополнительную стипендию, предоставлять жильё. Если студент захотел подписать такой договор, то он действительно обязан будет потом «отработать».
Следующий вопрос оказался ещё более острым. Он звучал так: «Какие ещё реформы в высшей школе нам ожидать?»
«Мне не нравится слово реформа применительно к образованию», – сходу ответила первый заместитель министра образования Наталья Третьяк. Казалось, зал должен взорваться овациями, однако аудитория недоверчиво промолчала.
Зато первые аплодисменты смог сорвать Вячеслав Никонов, сумевший такую реформу назвать. Это закрытие ВУЗов, которые, по его словам, «тупо торгуют дипломами». Выдвинул он и ещё несколько инициатив. Например, о выделении дополнительных бюджетных мест ВУЗам, готовым развивать перспективные направления наподобие нанотехнологий.
А Виктор Гришин (ректор Российского экономического университета им. Плеханова) призвал проводить изменения внутри высших учебных заведений. По его словам, в его ВУЗе средняя заработная плата составляет 81 тысячу рублей, а в Венском университете – 3 тысячи евро. Но на каждого студента там приходится гораздо меньше преподавателей. Поэтому, подчеркнул он, нужно увеличивать эффективность внутри ВУЗов.
Аудитории явно было интересно. Во всяком случае, дальше острые вопросы посыпались буквально, как из рога изобилия. Очень многие из них касались вопросов бакалавриата, специалитета, магистратуры, а также судьбы существующий системы научных степеней (кандидат и доктор наук).
Естественно, в такой аудитории не могло обойтись без обсуждения ЕГЭ. Отвечая на заданный вопрос, Наталья Третьяк попыталась перейти в контрнаступление, обратившись к аудитории: пусть поднимут руку те, кто сдавали ЕГЭ, и у кого есть к нему претензии. Учитывая, что экзамену не так много лет, а в зале сидели пусть молодые, но всё же преподаватели, чиновница, возможно, рассчитывала, что серьёзной оппозиции не окажется. Однако, если такой расчёт и был, то он не оправдался. Молодёжь в зале перед авторитетом первого замминистра «не спасовала», и рук поднялось достаточно много. А дискуссия развернулась такая, что модератору в итоге пришлось намекать, что есть и другие темы, которые тоже стоит обсудить.
Не постеснялись преподаватели поднять перед высокими руководителями и больной вопрос про зарплаты. Один из собравшихся молодых преподавателей вежливо, но настойчиво буквально «припёр к стенке» членов президиума вопросом:
«На сколько конкретно вырастет зарплата ассистента?».
Впрочем, те тоже оказались «не лыком шиты». Виктор Гришин подчеркнул, что это дело каждого ВУЗа, тем самым дав понять, что уравниловки быть всё же не должно. А Вячеслав Никонов развил эту мысль предельно откровенно. В пример он привёл одного из ассистентов своего ВУЗа, который, активно привлекая новые проекты и участвуя в них, заработал в среднем за прошлый год 287 тысяч рублей в месяц, гораздо больше многих профессоров.
Приятно отметить, что преподавателей волновали не только собственные зарплаты, но и судьба их студентов. «Под занавес» сразу несколько человек пытались с места поднять вопрос о стипендиях. Впрочем, время дискуссии к тому моменту уже давно истекло.
Словом, в целом аудитория «Поколения Zнаний» производила очень приятное и профессиональное впечатление. И было видно, что есть вещи, которые эту аудиторию, безусловно, объединяют. Это показал один из участников, сорвавший шквал аплодисментов, даже не успев сформулировать вопрос. Он лишь сказал: «Я из Севастополя».
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев