Нанотехнологии увеличивают ресурс деталей на железнодорожном транспорте
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Прочность контактных проводов повысили более чем на 10%. Отраслевые учёные разработали материалы на основе цветных металлов, способные значительно увеличить ресурс различных деталей и устройств, применяемых на железных дорогах.
Как сообщил заведующий лабораторией ОАО «ВНИИЖТ» Иосиф Гершман, сотрудники института предложили для замены серебряных разрывных контактов в локомотивах использовать медный нанокомпозит. Он обладает высокой температурой начала разупрочнения (более 800 градусов).
Опытная партия выполненных из него контактов была испытана на 12 тепловозах 2ТЭ116, оборудованных новшеством на Воронежском тепловозоремонтном заводе. Данная разработка успешно выдержала экзамен, проработав без нареканий в период пробега локомотивов около 100 тыс. км. А вот серебряные контакты такой объём работы не выдержали, начав разрушаться.
Кроме того, специалисты института предложили новую технологию изготовления высокопрочных и термопрочных контактных проводов и несущих тросов для токосъёмной системы высокоскоростного транспорта. Метод интенсивной пластической деформации позволяет увеличить прочность проводов из меди и её сплавов более чем на 10% и температуру начала разупрочнения на несколько десятков градусов без снижения пластичности и электропроводности.
Также учёные разработали стандарт на контактные провода, в который впервые введены новые виды испытаний, в частности на низкотемпературную ползучесть. Одновременно с этим ведётся поиск форм токосъёмных материалов, снижающих аэродинамическое сопротивление, интенсивность изнашивания и увеличивающих воздушное охлаждение элементов контактных устройств при высоких скоростях скольжения.
В ходе исследований сотрудники института установили, что округлая форма вставок обеспечивает понижение температуры их поверхностей при воздушном охлаждении, одновременно уменьшается износ и повреждаемость поверхности.
Ещё одна разработка – технология восстановления изношенных шеек коленчатых валов методом детонационного напыления. Её недавно успешно опробовали в условиях эксплуатации на 10 тепловозах. А местный износ контактных проводов учёные предложили устранять методом газодинамического напыления.
По словам Иосифа Гершмана, внедрение данных инноваций на сети железных дорог позволит повысить надёжность работы узлов трения технических средств и объектов инфраструктуры, а также сэкономить на их ремонте.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев