Успешно завершилась конференция «Нанотехнологии в образовании» — 2014

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

В Иркутске и затем на острове Ольхон озера Байкал с 30 июля по 4 августа прошла конференция «Нанотехнологии в образовании». В конференции «Нанотехнологии в образовании» приняли участие руководители школьных учреждений из разных регионов России, представители научного сообщества, высшей школы и бизнеса, ведущие работу со школьниками в рамках дополнительного образования, а также сотрудники высокотехнологичных производств и компаний, поддерживающих и разрабатывающих новые образовательные программы.

Инициаторами конференции выступили: Нанотехнологическое общество России (НОР), Правительство Иркутской области, Группа компаний НТ-МДТ. Организатором — компания Полюс-НТ, локальным оргкомитетом — сотрудники Лаборатории нанотехнологий лицея №2 г. Иркутска. Конференция была посвящена вопросам модернизации системы общего образования и расширению образовательных возможностей и перспектив, которые есть у школьников.

Состояние школьного образования во многих регионах далёко от хорошего, что демонстрируется в том числе результатами и динамикой единого государственного экзамена по математике и физике. Те способы, которыми ликвидируют эту проблему последние пять лет, малоэффективны. Поэтому важно не только заниматься решением проблемы, но и привносить новое в систему образования. Этого можно достичь локальными коренными преобразованиями.

Основным рабочим вопросом конференции была оценка эффективности проектного подхода в обучении, представление и анализ пилотных региональных инициатив в естественнонаучном и инженерном образовании школьников. Программа конференции была насыщенной и разнообразной. Доклады участников конференции вызвали широкое обсуждение и множество конструктивных предложений.

30 июля в Министерстве образования Иркутской области прошли круглый стол «Стандарты качества проектной деятельности» под эгидой Общественной палаты РФ и пленарное заседание «Опыт по внедрению проектного подхода в образование. Нанотехнологии и образовании».

Пленарное заседание открыл доклад генерального директора компании НТ-МДТ и председателя Нанотехнологического общества России Виктора Александровича Быкова «Кадры для наноиндустрии и технологические цепочки в России», в котором он подробно рассказал о необходимости восстановления замкнутых технологических цепочек в России и возрастающей потребности в высококвалифицированных кадрах. Он отметил, что кадры сами не появятся и ниоткуда не возьмутся, для их роста нужна среда и необходима поддержка тех начинаний, которые уже есть в России и активный обмен опытом. Для того, чтобы компания была успешной, она должна не только экспортировать высокие технологии и быть зависимой от них, но и сама создавать их.

В докладе «STEM-центры в России и проектный подход в Иркутске» Михаил Юрьевич Просекин, генеральный директор компании «Полюс-НТ», руководитель лаборатории нанотехнологий МБОУ г. Иркутска лицея № 2, рассказал об основном способе модернизации образования с целью воспитания кадров для высокотехнологичных областей экономики. Этот доклад вызвал продолжительное обсуждение. Предложенный подход, доработанный в ходе конференции, лёг в основу резолюции.

Борис Борисович Близнюков, генеральный директор компании «Деловая сеть Иркутск», представил в ходе доклада «Американский и российский опыт обучения информатике» своё видение обучения школьников старших классов программированию, возможности внедрения мировых разработок в этой области и новый образовательный проект. Увлечь детей, склонных к информационным технологиям, научить и дать возможность попробовать свои силы в реальности ещё в школе, что крайне важно для будущих работодателей и перспективно для ребят. Менеджер проекта Сергей Анатольевич Беспалов рассказал о том, что за основу их элективного курса была взята программа, разработанная в университете Беркли, «Красота информатики» для студентов гуманитариев. Она была переведена и адаптирована, элективный курс утверждён, факультативные занятия начнутся в нескольких школах Иркутска уже с сентября 2014 года. Основной целью является изучение алгоритмического программирования в специально созданной визуальной среде, что способствует развитию алгоритмического мышления у детей и вызывает интерес к изучению математики.

Анна Георгиевна Балахчи, доцент Иркутского государственного университета, в докладе «Школы робототехники» рассказала об опыте внедрения в школьное обучение проектов по робототехнике на основе Lego. Доклад вызвал обсуждение о перспективах интеграции предложенных методик с другими проектами и широте возможностей их расширения.

Алексей Андреевич Сорокин, специалист по юзабилити портала irk.ru, сообщил в докладе «Школа тестировщиков» о катастрофических проблемах в подготовке специалистов в области информационных технологий, существующих на фоне всё усиливающейся их нехватки. По имеющемуся опыту, профориентация и подготовка специалистов в этой области должна начинаться ещё со школы, и инструменты для «пробы профессии», вроде проводимой им «Школы тестировщиков», могут дать существенный прогресс в решении этих проблем.

После докладов участников состоялся круглый стол «Стандарты качества проектной деятельности», модератором которого выступил Михаил Просекин. Были затронуты важнейшие вопросы реформирования образования и перехода на совершенно другой качественный уровень:

  • Формат STEM-центров или ресурсных центров. Необходимость научного и технического оснащения лабораторий. Методическое сопровождение работы.
  • Привлечение научных сотрудников к работе со школьниками.
  • Привлечение бизнес-сообщества к работе со школьниками.
  • Межведомственный характер STEM-центров.
  • Соотношение дистанционного и очного в работе STEM-центра.
  • Значение всероссийских образовательных ресурсов.
  • Механизмы финансирования работы региональных центров.
  • Критерии оценки проектов.
  • Возрастная градация требований к выполнению обязательных проектов.

Павел Андреевич Вахрушев, инженер по подготовке кадров ОАО «ПНППК» из Перми, предприятия занимающегося производством навигационных, метеорологических, геодезических, геофизических и аналогичного типа приборов и инструментов, рассказал, о том как «ПНППК» создала целую систему дополнительного образования школьников города и области. Всё начиналось с обычных занятий по подготовке к экзаменам по физике, математике и химии, и конкурса абитуриентов для поступления на целевой набор в ведущих университетах России. Сегодня это целый комплекс, включающий музей занимательной науки и технопарк, где школьники могут выполнять различные проекты и соревноваться в конкурсах по робототехнике. В ближайших планах предприятия взять шефство над школой и даже построить инновационный детский сад.

Вера Емельяновна Баклашова, директор образовательных программ Intel в России и СНГ, выступила с презентацией идеи STEM-центров для школьников и её реализацией в Нижнем Новгороде, Казани, Москве. Она акцентировала внимание на том, что с каждым годом нехватка IT-специалистов растет, и привлечение ребят к этой области должно начинаться в школе. Для этого существуют многие образовательные программы Intel, в которых участвуют школьники со всего мира. Она рассказала также о самом крупном международном конкурсе школьных проектов Intel ISEF, который включает физику, химию, биологию, технику и программирование а также о российской команде, в которую попадают победители научных конкурсов «РОСТ», «Авангард», «Шаг в будущее», «Ученые будущего», «Балтийский научно-инженерный конкурс» и «Юниор».

Команда Лаборатории нанотехнологий Лицея №2 г. Иркутска представила свой опыт обучения основам нанотехнологий школьников, с использованием современного измерительного оборудования. Междисциплинарный подход, проектная деятельность как обучающая система, освоение практических навыков реальной работы со сложными исследовательскими приборами, и знакомство с действующими лабораториями и производствами, участие в сетевых мероприятиях и летних школах — всё это привлекает современных учащихся и позволяет проводить деятельную профориентационную работу и выстраивать непрерывную образовательную траекторию. Идеи получили большой резонанс и поддержку всех участников конференции.

Круглый стол «Механизмы частно-государственного партнерства как условие реализации государственно общественного управления в школе» был проведен Сэсэгмой Зандараевной Кимовой, заместителем директора Института социальных наук, психологии и педагогики по научной работе, г. Чита и Галиной Цырендашиевной Болотовой, заведующей учебной частью ГАОУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы» Забайкальского края. Возможностей для развития инициатив в образовании и поддержки новых образовательных технологий очень много, главное это не равнодушие и безразличие со стороны вузов, институтов развития образования и Министерства образования края, тогда и частно-государственное партнерство становится естественным механизмом обеспечения работ. Удивительная вера в возможности сельской школы и постоянное внимание и поддержка нескольких школ уже принесли в Забайкальском крае свои плоды. В этом году двое ребят из этих школ стали призерами заочного конкурса проектных работ и получили грант Intel на поездку на Летнюю школу-конференцию на Байкале.

Никого не оставил равнодушным проект «Школа будущего», который представил Алексей Викторович Голубицкий, директор школы посёлка Большое Исаково Калининградской области. Этот проект сегодня один из наиболее известных в России, школу постоянно посещают делегации из России, Европы и СНГ. Сама школа была спроектирована с участием учителей, учеников и их родителей, и сегодня в ней все учителя и ученики готовы к самым необычным экспериментам. Первая смена в школе — основное образование, вторая смена — дополнительное образование. В результате количество детей подключенных к дополнительному образованию за три года увеличилось в несколько раз. В школе для детей реализованы, так называемые, «клубные пространства» и организуются полевые работы, также есть все возможности для инженерного творчества и множество спортивных секций.

«Школа будущего» — это государство, в котором детей всегда внимательно выслушают и помогут в любой сложной ситуации, — рассказывает в своём интервью Алексей Голубицкий. — Государство, в котором взрослые счастливы от того, что делают счастливыми детей… Главное, конечно, что наш регион теперь стал экспертом в образовательной сфере России, нашу модель образования можно перенимать, внедрять как одну из лучших. В «Школе будущего» есть всё, что необходимо для обучения и развития детей. Если говорить о дополнительном образовании и спортивных секциях, то у нас, пожалуй, нет только кёрлинга. Когда сильно чего-то хочешь, то обязательно появится возможность воплотить это в жизнь. Ведь нет ничего невозможного. И мне бы очень хотелось, чтобы, например, увлечение робототехникой стало массовым, и у каждого ребёнка была бы возможность придумывать и изобретать что-то новое. А ещё лучше было бы, чтобы все выпускники нашей школы вместе с аттестатами получали и патенты на свои изобретения. А о чём лично я мечтаю?.. Хочу научиться гончарному делу. Ведь настоящий педагог не только учит, но и всегда учится сам».

Бурные дебаты вызвал доклад «Сетевая Академия CISCO заочной школы МИФИ» Андрея Вильчинского, заместителя директора заочной школы МИФИ. Были подняты вопросы об уровне и качестве изучения предмета, об условии неповторяемости курса студентов для школьников или возможности более глубокого изучения курса в случае успешного прохождения его в школе.

Мария Николаевна Новожилова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ №20 г. Чебоксар, рассказала о реализации школой собственных образовательных проектов и опыте ещё в начальной и средней школе проведения для детей мероприятий, стимулирующих поисковую активность, повышающих мотивацию к обучению, развивающих сетевую активность. В этой школе, начиная с начальных классов, работают учителя-предметники, а уже в средней школе на основных предметах учащиеся разбиваются на группы по уровню изучения. Возможность повысить долю дополнительных занятий, заложенная в новых образовательных стандартах, в этой школе используется очень эффективно и с огромной пользой для детей.

Все участники конференции сошлись во мнении, что дополнительное образование в современных условиях обязано измениться, и успешный опыт уже есть во многих регионах. Необходимость широкого спектра дополнительного образования, направленного на развитие научно-технического творчества, становится всё более очевидной. В рамках дополнительного образования должен быть достаточный выбор направлений углублённого изучения, выполнения проектных работ разного уровня и возможность включения в систему удалённых школ. Хорошее оснащение приборами и организационная структура, выстроенная система научного консультирования могут быть реализованы в ресурсных центрах или STEM-центрах, что позволит увеличить число детей, расширить горизонт задач и повысить качество выполняемых работ исследовательской и технической направленности. Замечательно, когда школьники могут попробовать свои силы в лабораториях, инженерных цехах, на электронных тренажерах, представить себе поле будущей профессиональной деятельности и осознанно выбрать себе образование. Образование в ресурсных центрах может стать не только небольшой частью образовательного пространства, а прорывным направлением, поддерживающим высокую планку требований к школьному обязательному образованию и совершенствующим систему.

003_1_33.jpg
003_2_20.jpg
003_3_13.jpg
003_4_6.jpg
003_5_2.jpg
Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Оргкомитет конференции

rusnanonet.ru