В МИИТе занялись внедрением нанотехнологий
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
На железнодорожном транспорте применяют большое количество различных смазок. Они бывают твёрдые, жидкие, пастообразные и порошковые, и у всех перед использованием обязательно нужно проверить качество. Проблема в том, что существующие методы контроля не всегда позволяют решить эту задачу оперативно. Сотрудники МИИТа предложили использовать в данных целях современные нанотехнологии.
При кафедре «Физика» вуза недавно создали многофункциональный научно-образовательный центр фотоники (НОЦ ФИАТ), в котором учёные разрабатывают новые методы исследования применяющихся в отрасли материалов. Одновременно в этом центре студенты получают навыки работы на высокотехнологичном оборудовании, что необходимо будущим специалистам.
Как сообщила сотрудник кафедры Анна Пауткина, в НОЦ ФИАТ также собирают и хранят электронные факсимильные эталонные образцы различных материалов, чтобы ускорить процесс анализа изучаемых веществ. Специалисты центра уже провели комплексные исследования различных смазок, применяемых в ОАО «РЖД». При этом учёные доказали принципиальную возможность применения и использования в отрасли экспресс-контроля таких материалов оптическими спектрометрическими методами.
В их основе лежит изучение особенностей взаимодействия анализируемых объектов с электромагнитным излучением оптического диапазона на молекулярном уровне. Такой подход позволяет обнаружить практически все входящие в состав смазок микропримеси, содержащиеся даже в ничтожных количествах (миллиардные доли грамма на литр).
Все измерения сотрудники МИИТа проводят на серийной аппаратуре без какой-либо промежуточной специальной подготовки аналитических проб, что значительно сокращает сроки работы. Полученные данные они сравнивают с параметрами эталонных образцов. В итоге удаётся выявить любые малейшие отклонения проб изучаемой смазки от стандарта качества и определить, к какой именно партии они принадлежат. Ведь каждая товарная партия продукции имеет столь же уникальные характеристики, как отпечаток пальца человека.
По мнению Анны Пауткиной, внедрение оптических спектрометрических методов исследования на предприятиях отрасли позволит сэкономить сырьевые и энергетические ресурсы за счёт своевременного выявления поставляемой железнодорожникам бракованной продукции. А главное, применение только высококачественных горюче-смазочных материалов обеспечит безопасную эксплуатацию подвижного состава в высокоскоростном режиме.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев