Физики фактически опровергли обнаружение гравитационных волн

Анализ последней порции данных, собранных орбитальным телескопом «Планк», позволяет с большей уверенностью говорить о том, что найденные в марте прошлого года гравитационные волны действительно являются результатом неправильной интерпретации наблюдений на антарктической обсерватории BICEP2, сообщает пресс-служба Лаборатории реактивного движения НАСА.

«Наш анализ показывает, что большая часть сигнала, обнаруженного обсерваториями BICEP2 и Keck, возникла благодаря пыли, заполняющей Млечный Путь. Тем не менее, пока нельзя исключить и того, что в данных коллаборации есть и крайне слабые и малозаметные следы гравитационных волн», — заявил журналистам Чарльз Лоуренс (Charles Lawrence) из Лаборатории реактивного движения, один из руководителей проекта «Планк».

В середине марта 2014 года физики из коллаборации BICEP2 объявили об обнаружении гравитационных волн и подтверждении того, что Вселенная действительно расширяется с ускорением, после изучения данных, собранных двухметровым телескопом на южном полюсе Земли. В рамках многолетних наблюдений астрофизики пытались «поймать» микроволновое эхо Большого Взрыва и измерить его поляризацию — то, в какую сторону и как «закручено» это излучение.

Изначально многие ученые приветствовали это, как казалось тогда, эпохальное открытие и прочили членам коллаборации Нобелевскую премию. Однако со временем у физиков зародилась масса сомнений как в методике наблюдений на BICEP2, так и в полученных результатах.

К примеру, британские астрофизики в конце июня 2014 года показали, что Вселенная должна была «разорваться» в первые мгновения жизни в том случае, если бы результаты антарктической коллаборации были верны. Примерно в это же время французские ученые, выступая со страниц журнала Nature, прямым текстом заявили о ложности этого открытия и пообещали доказать это при помощи данных, собранных европейским телескопом «Планк».

Анализ этих данных, результаты которого были обнародованы на этих выходных, показывает, что

найденные BICEP2 гравитационные волны скорее всего являются продуктом искажений, которые вносит в микроволновое излучение Вселенной пыль, заполняющая нашу Галактику. С этим соглашается и руководитель антарктической коллаборации, Джон Ковач (John Kovac) из Гарвард-Смитсонианского астрофизического центра в Кембридже (США).

«Когда мы впервые обнаружили этот сигнал в собираемых нами данных, мы опирались на те теоретические модели распределения пыли по Галактики, которые существовали в то время. Они показывали, что тот регион ночного неба, который мы выбрали для наблюдений, был относительно чистым», — поясняет Ковач.

Проблема, по его словам,

заключалась и заключается в том, что BICEP2 ищет следы гравитационных волн исключительно на одной частоте микроволнового излучения, что заметно ограничивает его чувствительность к помехам.

По этой причине астрофизики предлагают искать «эхо» Большого Взрыва на разных частотах, что поможет избежать подобных ошибок в будущем.