Прогресса добились, дело – за «прорывом»

Выполнение основных показателей и индикаторов Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года прокомментировал заместитель генерального директора – Управляющий директор, заместитель председателя Правления ОАО «РВК» Роман Косячков.

Целью действующей редакции Стратегии является перевод к 2020 году экономики нашей страны на инновационный путь развития, причём достижение этой цели определяется через исполнение 11 основных показателей, а полный набор индикаторов содержит 45 позиций, мониторинг исполнения которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти.

По целому ряду индикаторов за неполные четыре года реализации Стратегии удалось добиться существенного прогресса: постепенно растёт доля внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки, в промышленности отмечался рост инвестиций в технологические инновации, а также доли инновационных товаров, работ и услуг в общем объёме экспорта производственных предприятий. Заметно улучшились позиции России в целом ряде международных рейтингов. Высокий уровень достижения целевых индикаторов отмечается по таким направлениям, как создание сети многофункциональных центров предоставления государственных услуг, охваченная образованием доля населения в возрасте 5–18 лет, активность применения организациями Интернета и целому ряду других.

Однако очевидно, что решительного инновационного «прорыва» добиться пока не удалось. Это касается и ряда важнейших индикаторов Стратегии, определяющих роль России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг.

Особенность Открытого экспертно-аналитического отчёта «Россия: курс на инновации», вот уже третий год подряд выходящего под эгидой РВК при содействии Минэкономразвития России, – применение дополнительной, качественной «шкалы» хода реализации Стратегии, отражающей оценки непосредственных участников инновационно-технологического рынка России: технологических предпринимателей, инноваторов, инвесторов.

Проведённый в 2015 году опрос показал, что к наиболее значимым позитивным результатам реализации Стратегии участники рынка относят существенный рост компетенций «инновационного человека» у граждан России, совершенствование правового режима инновационной деятельности, наличие сформированной и работающей сервисной инфраструктуры инноваций, нарастающую государственную поддержку внешнеэкономической деятельности инновационных компаний.

Но, как и в случае с формальными индикаторами Стратегии, эксперты указывают на целый ряд имеющихся «узких мест» и проблем, которые требуют дополнительных совместных усилий со стороны государства, бизнеса, российской науки, системы образования и институтов развития. При этом важно подчеркнуть, что практически все необходимые инструменты инновационного развития в нашей стране созданы. Главное теперь – добиться максимально эффективного их использования.

В настоящее время с опорой на представительную экспертную панель в нашей стране ведётся работа по актуализации Стратегии инновационного развития, в том числе в части учёта целей и задач Национальной технологической инициативы (НТИ), реализация которой началась по предложению Президента России В.В. Путина. Хочется надеяться, что целый ряд предложений и рекомендаций участников рынка, представленных в третьем экспертно-аналитическом отчёте, будет принят во внимание при подготовке актуализированной Стратегии инновационного развития Российской Федерации.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (2 votes)
Источник(и):

Наука и технологии РФ