RAEX («Эксперт РА»): международная интеграция для вузов важнее проблем с кадрами
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
4 июня 2015 года состоялся III Международный форум вузов «Глобальная конкурентоспособность», организатором которого выступило рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»). В рамках форума были представлены результаты ежегодного рейтинга вузов России, а также рейтинга лучших школ России по качеству подготовки к поступлению в ведущие высшие учебные заведения страны. Основными темами для обсуждения на мероприятии стали вопросы подготовки кадров, необходимых для эффективного роста экономики страны, и стратегии повышения конкурентоспособности университетов на глобальном рынке образовательных услуг.
Представляя результаты четвертого рейтинга лучших вузов России, исполнительный директор направления «Рейтинги вузов» RAEX («Эксперт РА») Алексей Ходырев отметил успехи вузов в области международной интеграции и тенденцию к сокращению штата научно-педагогических работников, наблюдаемую, в том числе, и у лидеров рейтинга.
«Участники программы «5–100» заметно преуспели в наращивании иностранного контингента и усилении публикационной активности. При этом решение проблем с кадрами – преподавателями и учеными – у многих отходит на второй план», – заявил он.
О проблеме прогнозирования потребности в кадрах рассказал Виктор Садовничий, ректор МГУ им. М. В. Ломоносова: «В настоящий момент нет четкой картины, сколько и каких именно специалистов не хватает для роста экономики, а количество готовящихся специалистов по ряду направлений не отвечает ее реальным потребностям. При этом лучшие выпускники зачастую уезжают строить карьеру за рубеж, в то время когда нам следует создавать необходимые условия для их работы внутри страны».
Он также добавил, что решение данной задачи возможно только в ходе плотной совместной работы вузов и государства, включая представителей Минобрнауки, Минфина и МЭР.
Тему востребованности выпускников работодателями поддержал Владимир Мау, ректор РАНХиГС при Президенте РФ: «Государство должно поддерживать сильных и умных абитуриентов, а бюджетные места стоит предоставлять ребятам с баллами по ЕГЭ не ниже определенного уровня. Это дало бы талантливым ученикам возможность выбирать, где им учиться, что в итоге показало бы реальный спрос на специальности, идущий непосредственно от абитуриентов».
При этом он отметил, что оценивать востребованность выпускников стоит не по тому, работают ли они по специальности или нет, а, например, по количеству уплаченных выпускником налогов спустя пять лет после окончания вуза. Это, по словам Владимира Мау, показало бы и успешность выпускника, и его реальный доход, и его лояльность к государству.
Ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Михаил Стриханов сравнил ведущие вузы с успешно развивающимися корпорациями, в которых различные направления успешно дополняют друг друга: «Спрос работодателя – ключевой момент, от которого должен отталкиваться каждый вуз. Стоит отметить, что любой проект подразумевает командную работу и распределение ролей. Можно представить себе комбинацию из разных специальностей, например: бакалавр – технологический факультет, магистратура – экономический. И на выходе мы получим выпускника, который знает технологию производства и может просчитать различные схемы оптимизации этого производства. Так, в любом сильном техническом университете должны быть представлены все направления для того, чтобы выпускался идеальный член команды».
Ректор Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Эскиндаров отдельно отметил значимость уровня подготовки учителей: «На данный момент реально падает уровень подготовки учителей, а соответственно, и абитуриентов. Наряду с другими вузами необходимо развивать, в первую очередь, педагогические».
Михаил Эскиндаров также выделил значимость государственных ориентиров, дающих четкое понимание того, какие отрасли экономики страны будут развиваться в ближайшее время, и, следовательно, какие специалисты и преподаватели необходимы рынку.
О работе университетов в условиях кризиса рассказал Виктор Кокшаров, ректор УрФУ имени первого президента России Б.Н. Ельцина: «Сложившаяся геополитическая обстановка сказывается на отношениях с зарубежными вузами. При этом кризис дает возможность увидеть новые пути развития, а именно: переориентацию на другие регионы, такие как БРИКС, ШОС. Именно в них сейчас располагаются наиболее быстроразвивающиеся научные группы. Создавая серьезные научные парки для совместных научных исследований, российские университеты становятся интересны абитуриентам и научному сообществу зарубежных государств. Так, уже сейчас абитуриенты регионов БРИКС и ШОС, а также стран Южной Европы готовы ехать в российский технический вуз не только за госбюджет, но и на платной основе».
Ректор МФТИ Николай Кудрявцев, в свою очередь, поделился мнением о преимуществах госпрограммы повышения конкурентоспособности вузов: «Программа «5–100» опередила свое время, так как вузы были не готовы к такому резкому вхождению в мировые рейтинги. Но в любом случае это очень полезно: когда стоит серьезная задача, вузы быстрее развиваются. А стремление к результативности, подгоняющее вузы, участвующие в программе, вперед, сподвигнет и другие университеты страны к развитию».
- Источник(и):
-
NanoNewsNet.ru
- Войдите на сайт для отправки комментариев