Собака, глядя в глаза хозяина, манипулирует уровнем окситоцина в его организме

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Эксперименты японских нейробиологов, проведенные в уходящем 2015 году позволили сделать удивительный вывод: формирование эмпатии между хозяином и его собакой становится возможным благодаря тонкому механизму положительной обратной связи, аналогичной той, которая имеет место в отношениях матери и ребенка. Оказалось, что в отличие от прирученных волков, собаки часто стремятся поймать взгляд хозяина, что влечет за собой выраженное повышение у последнего уровня нейрогормона окситоцина, ответственного за развитие чувства привязанности, заботы и формирование положительного эмоционального фона. Подробнее о результатах проведенных исследований мы расскажем в нашей сегодняшней статье.

Большинство из нас согласятся с тем, что собака друг человека, но до недавнего времени мы и не подозревали, насколько сложны механизмы коммуникации, формировавшиеся в паре «человек-собака» на протяжении тысячелетий.

По способности эффективной коммуникации с человеком собаки не только значительно превосходят своих ближайших диких родственников – волков, но и сумели опередить нашу условную родню – шимпанзе. Один из параметров такой коммуникации – способность домашней собаки понимать значение человеческого взгляда. Многие человеческие коммуникативные навыки, в числе которых понимание интонаций и взгляда, по мнению ученых, собакам удалось освоить в ходе эволюции. Исследователи объясняют это тем, что особи, лучше понимающие настроение и пожелания своих хозяев имели в процессе одомашнивания некоторые селективные преимущества.

Обмен информацией при помощи взгляда – один из самых древних способов коммуникации, свойственных человеку и отвечающий за формирование эмоциональной связи между «своими», в частности, между матерью и ребенком. Сегодня уже доказано, что когда малыш смотрит на мать, уровень гормона окситоцина в ее мозгу и в крови повышается, стимулируя тем самым проявления материнской ласки и заботы. Следствием последнего становится повышение уровня окситоцина в гипоталамусе ребенка, что стимулирует последнего к дальнейшему закреплению полученного опыта. Так формируется механизм положительной обратной связи у людей.

Как показали результаты исследований, привязанность человека к своим четвероногим питомцам имеет место как эмоциональном, так и на нейрологическом уровне. Ученые убеждены: положительная обратная связь, поддерживаемая благодаря обмену взглядами в глаза и на уровне окситоцинэргических нейронных сетей – один из обязательных факторов формирования и развития полноценных отношений, выраженных в любви и взаимопонимании между матерью и ребенком. Но могут ли столь совершенные механизмы стимуляции такой обратной связи формирующиеся как внутривидовые, развиться в отношениях между хозяином и его собакой? И может ли в роли катализатора этого процесса для обоих выступить окситоцин?

Поиском ответа на второй вопрос занялась группа японских нейробиологов. Результаты последних экспериментов были опубликованы в журнале Science. Несколько ранее этот же коллектив ученых экспериментально доказал, собачий взгляд действительно способен повысить уровень нейрогормона окситоцина в организме хозяина. В ходе эксперимента уровень окситоцина в моче хозяина замеряли до и после получасового общения с собакой. Как выяснилось, чем больше была продолжительность “сеанса”, в течение которого собака смотрела в глаза своих хозяев, тем больший уровень окситоцина был зафиксирован у хозяина по окончании эксперимента.

Ряд последних исследований, проведенный в 2015 году позволили ответить на вопрос, повышается ли уровень окситоцина у собак. В эксперименте приняли участие и волки, выращенные с первых лет в домашней обстановке. В общей сложности в исследовании приняли участие 30 собак разных пород и 11 одомашненных волков со своими хозяевами. Как и в первом случае, уровень окситоцина (на этот раз и у четвероногих друзей) был измерен до и после эксперимента. Получасовое пребывание хозяев и их питомцев было заснято на видео. Кормить и давать игрушки животным было запрещено, других ограничений предусмотрено не было.

Как и по результатам предыдущих исследований, в последних экспериментах пары “человек-собака” четко обозначились две группы: со слабыми и сильными дружескими связями. В последнюю группу попали собаки, чаще смотрящие в глаза хозяина и хозяева, акцентирующие внимание в анкетах на привязанности к своим подопечным. В первой группе хозяева, напротив, проявляли сдержанность эмоций, а собаки не проявляли особого стремления поймать взгляд хозяина.

В общей сложности по результатам эксперимента во вторую группу, обозначенную LG (long gaze — долгий взгляд) были определены 21 пара, в первую SG (short gaze, короткий взгляд) — девять пар. Схематически результаты эксперимента отображены на рисунке из статьи в Science:

Слева — время, в течение которого собака смотрела в глаза хозяину в первые пять минут общения. Черный столбик — собаки, у которых с хозяином налажены самые теплые отношения (группа LG), белый — группа SG; серый столбик (высота которого равна нулю и поэтому он не виден) — ручные волки, которые вообще не смотрят хозяину в глаза. Справа вверху — уровень окситоцина в организме хозяина до и после эксперимента, справа внизу — то же, в организме собаки (или волка).

В отчете говорится, что собаки LG смотрели в глаза хозяину дольше всех. Волки в своем подавляющем большинстве этого не делали, что вполне объяснимо, поскольку для них взгляд в глаза ассоциируется с угрозой.

В группе LG к концу эксперимента уровень окситоцина значительно вырос у людей, несколько меньше — у их питомцев. В группе SG и у волков с их хозяевами уровень окситоцина практически не изменился. Более того, в группе LG (в отличие от двух других групп) была выявлена положительная корреляция между продолжительностью взгляда собаки и подъемом уровня окситоцина у человека и собаки.

Отмечена и другая важная деталь: для других параметров поведения, которые регистрировались в ходе эксперимента (разговоры хозяина с питомцем, продолжительность игр и поглаживаний) их связь с уровнем окситоцина оказалась не столь очевидной, хотя те хозяева, чьи собаки дольше на них смотрели, чаще гладили своих питомцев.

Таким образом, ученые пришли к однозначному выводу: собака, глядя в глаза хозяина, манипулирует уровнем окситоцина в его организме (прежде всего, в крови и мозге).

Не менее интересными оказались и результаты второго эксперимента в ходе которого приняли участие 27 пар испытуемых, разделенных на две группы. Собакам одной группы капали в нос окситоцин, собакам другой группы – физраствор. После этого собаку запускали в помещение, где рядом находились хозяин и еще два не знакомых ей человека. В этом случае людям, находящимся в комнате любые внешние проявления внимания (поглаживание, поддержание беседы, посторонние предметы), способные повлиять на чистоту эксперимента, были исключены. В ходе эксперимента выяснилось, что собаки, которым был закапан окситоцин, смотрели на своих хозяев дольше, чем представительницы второй группы. Вместе с тем, подобная зависимость четко прослеживалась только у сук, в то время как на поведение кобелей перназальное введение окситоцина никакого влияния не оказало.По мнению авторов, одно из возможных объяснений состоит в том, что введение окситоцина стимулирует у кобелей не только окситоциновую, но и вазопрессиновую систему, которая контролирует агрессивное и территориальное поведение, что усиливает настороженность по отношению к чужакам. Интересно, что тенденция влияния окситоцина на поведение в зависимости от пола в значительной степени проявлена и у людей.

Самым интересным и значительным результатом, по мнению авторов второго эксперимента, стало зафиксированное после окончания получасового сеанса общения увеличение уровня окситоцина у владельцев сук, которые, по условиям опыта не могли не прикоснуться, ни поговорить со своими четвероногими подругами, общаясь с ними только на уровне взгляда. В парах, относящихся к группе, собаки в которых не подвергались закапыванию окситоцина, в присутствии посторонних, изменений уровня окситоцина зафиксировано не было ни у собак, ни у их хозяев.

Результаты проведенных экспериментов можно рассматривать как убедительный аргумент в пользу гипотезы японских ученых: в развитии и поддержании взаимной привязанности собаки и человека действительно задействована петля положительной обратной связи с участием нейрогормона окситоцина, аналогичная той, которая обуславливает формирование взаимной привязанности матери и ребенка. Доказательство того факта, что между волками и их хозяевами подобной связи не возникает свидетельствует о том, что последняя развилась у собак в процессе одомашнивания, а не унаследована ими от своих диких предков.

Возможно, развитие такой склонности повысило шансы далеких предков сегодняшних собак на адаптацию к жизни среди людей.

Фактически собаки научились использовать в своих интересах исконно человеческий способ бессловесной коммуникации, развившийся у наших предков для укрепления социальных связей.

Источник: Miho Nagasawa, Shouhei Mitsui, Shiori En, Nobuyo Ohtani, Mitsuaki Ohta, Yasuo Sakuma, Tatsushi Onaka, Kazutaka Mogi, Takefumi Kikusui. // Science. 2015. V. 348. P. 333–336.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (3 votes)
Источник(и):

geektimes.ru

sciencemag.org