В Северной Осетии ученые центра «Физика и технология наноструктур» испытывают катализатор для превращения углекислого газа и воды в топливо
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Осетинские ученые, возможно, будут участвовать в королевских гонках «Формулы-1». Правда, не в качестве пилотов, а в составе научной команды. Российская группа гонщиков заинтересовалась уникальной разработкой исследователей. Сейчас в лаборатории ученые ведут работы именно по их заказу. Гетерогенный катализатор, который изобрели молодые физики Северо-Осетинского государственного университета (СОГУ), превращает продукты сгорания снова в топливо.
Несколько несложных манипуляций, и кристалл боромолибдена помещают в специальный аппарат. Камера сверхвысокого вакуума обеспечивает исследование свойств невзрачной на вид частички. Эта песчинка – часть будущего «чудо-порошка», с помощью которого продукты сгорания – углекислый газ и вода – снова превращаются в топливо. Уникальный гетерогенный катализатор создали в стенах лаборатории СОГУ.
«В данном случае мы загрузили наш новый образец, полученный экспериментально. Это оксид молибдена, который был выращен в специальной игольчатой модификации. Загрузку мы произвели для того, чтобы выявить, какие же новые свойства появляются у данного кристалла в данной модификации», – рассказывает сотрудник центра коллективного пользования «Физика и технология наноструктур» Сослан Хубежов.
Помочь двигателю автомобиля работать гораздо быстрее и снизить затрату энергии в два-три раза – это еще не все на что способно активизирующее вещество. Как утверждают, его разработчики увидеть результат можно просто засыпав порошок в рабочую часть автомобиля.
«После того, как мы получили оксид молибдена, мы его в вакууме соединяем с бором, то есть, покрываем тонкой нанопленкой бора. После этого он у нас из прозрачного становится темным, и только после того, как он в вакууме покрывается слоем бора, он превращается в катализатор, который из продуктов сгорания топлива – метанола, метилового спирта, который имеет газообразную структуру – может заново до 30% сгоревшего топлива заново конвертировать в исходное жидкое топливо метанол. Коэффициент полезного действия поднимается – 30% бензина обратно в бак», – говорит кандидат технических наук, доцент кафедры физики конденсированного состояния СОГУ Иван Силаев.
Одна из самых ответственных частей исследования ложится на хрупкие женские плечи. После рентгеноструктурного анализа образец исследуют с помощью атомно-силового микроскопа. От того, насколько тщательно проведен анализ, зависит дальнейшее использование кристалла.
По словам научного руководителя центра Тамерлана Магкоева, к этому открытию в лаборатории шли несколько лет, но научный рывок осуществили за последний год. Не последнюю роль в этом сыграло приобретение новейшего суперсовременного оборудования. Теперь опыты можно проводить непосредственно на местах, а не выезжать за пределы Северной Осетии, как это было еще совсем недавно.
В лаборатории параллельно ведется множество исследований, но создание катализатора – одно из приоритетных направлений сейчас. Дальнейших результатов очень ждут в Москве.
Уникальной разработкой осетинских ученых заинтересовалась российская команда «Формулы-1». Сейчас в лаборатории продолжаются исследования катализатора именно по их заказу. Закончить последние тесты и приступить к испытаниям в реальных условиях планируется уже к началу следующего года. Специалисты центра «Физики и технологий наноструктур» надеются, что изобретение поможет отечественным болидам стать самыми быстрыми в королевских гонках.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев