В Сколтехе начала работать «мастерская инноваций»
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
В Сколковском институте науки и технологий стартовал курс «Мастерская инноваций» (Innovations Workshop), которым для нового набора первокурсников начинается учебный год.
В нынешнем году к занятиям на первом курсе Сколтеха приступает 123 студента-магистранта; больше половины – выпускники Физтеха и МГУ. Общее число студентов и аспирантов университета, которому от роду три года, составило, таким образом, 334 человека. Каждый пятый – иностранец.
То, что в Сколтехе называют «мастерской инноваций», – это рассчитанный на месяц курс, в рамках которого новобранцы узнают о том, как устроен Сколтех, и как получить максимальную пользу от учебы в нем. Директор Центра предпринимательства и инноваций Сколтеха Илья Дубинский сказал, обращаясь в первокурсникам, что в ближайшие дни им предстоит осваивать не столько знания, сколько навыки: научиться работать в команде, ставить задачи и решать их. По итогам «мастерской инноваций» каждая из команд, на которые будет разбит курс, представит свой прототип.
Дубинский, который выступал ровно час на рабочем языке Сколтеха, английском, пообещал первокурсникам, что в дальнейшем говорить на занятиях будут в основном они, а не профессора. И для начала директор Центра предпринимательства и инноваций попросил студентов поделиться своими представлениями о том, что такое инновации. «Инновация – это решение проблемы с использованием новых технологий», – сказал один. «Инновация – способ улучшить жизнь», – прозвучало еще одно мнение. Другие ответы: «Инновация – то, что решает самые актуальные проблемы для максимально большего числа людей»; «Инновация – это реализованная идея, но обязательно новая, не повторяющая то, что было раньше».
Илья Дубинский ограничился тем, что записал на доске сказанное, но не стал давать «правильный ответ». Этот ответ каждый из студентов сформулирует для себя сам в процессе обучения в Сколтехе.
Помимо знакомства друг с другом, в первый день первокурсники познакомились с ректором Сколтеха Эдвардом Кроули. «На протяжении веков миссия университетов трансформировалась, оставаясь при этом неизменной, – сказал он. – Помимо неизменных задач создавать новые знания и сохранять знания, современные университеты также обязаны продвигать знания в жизнь. Это, в частности, то, чем занимается Сколтех».
Поскольку большую часть своей академической жизни профессор Кроули провел в стенах MIT, он проиллюстрировал эту мысль на примере Массачусетского технологического института. «Если суммировать капитализацию компаний, созданных выпускниками MIT – включая те четыре, что основал я сам, – получится 1,5 триллиона долларов. Это сумма сопоставима с объемом экономики России. Вот что такое инновации, которые были коммерциализированы. И вот то, чем вам предстоит заниматься в Сколтехе».
Процесс получения новых навыков и процесс получения новых знаний в Сколковском институте науки и технологий – это улица с двусторонним движением. Илья Дубинский дал первокурсникам свой электронный адрес и объяснил, что по этому адресу они могут присылать так называемые mud cards. Это что-то вроде «жалобной книги» в современном формате. От студентов ожидают обратную связь в форме предложений, как исправить то, что им не нравится. Предложения должны быть конструктивными: «Не сообщайте мне, что профессор Х – идиот, по вашему мнению; с этим я, пожалуй, ничего не смогу сделать; но расскажите мне, что именно в лекциях профессора Х вам не нравится».
А для начала Дубинскому понадобилось два добровольца, от которых директор Центра предпринимательства и инноваций ожидает получить в сжатом виде впечатления от первого дня в Сколтехе.
Sk.ru познакомился с добровольцами и узнал, что они напишут в своих сообщениях.
Итальянец Рафаэле Градини, окончил римский университет La Sapienza по специальности аэрокосмические технологии. Узнал о существовании Сколтеха от профессора Алессандро Голкара.
«Я приехал в Россию, потому что меня интересуют российские технологии в области освоения космоса, они во многом продолжают оставаться революционными. Но в первый день в Сколтехе я столкнулся также с революционным подходом к образовательному процессу. То, что здесь называют Innovation Workshop, – мне с таким за годы учебы в Риме сталкиваться не приходилось».
Ли Юнжеонг родом из Сеула, но училась в США, в Нью-Йоркском университете. В Сколтехе хочет заниматься энергоэффективными технологиями.
«Мастерская инноваций» – это совершенно новый для меня подход по сравнению с тем, с чем я сталкивалась в американском университете. Там рассказывали, что нам надо читать, что надо делать. Все наши действия были изначально регламентированы. Здесь сегодня нам дали понять, что владельцами процесса обучения является мы, студенты. Мне нравится этот подход, потому что он готовит к вызовам реальной жизни, в которой никто тебя не водит за руку и не говорит, что и как надо делать. Наоборот, это ты должна убеждать других людей в том, что твоя работа способна изменить их жизнь. Мне нравится, что здесь упор делается на навыки, а не только на новые знания. Именно поэтому мы с Рафаэле вызвались стать добровольцами в первый же день».
Один из навыков, которые предстоит освоить первокурсникам, это превращение идей в продукт, а продукта в стартап. Среди проектов, с которыми они ознакомятся, будут два кейса вчерашних выпускников Сколтеха.
Ваге Таамазян и Михаил Матросов создали стартап Tardis 3D Technologies.
«Мы фокусируемся на 3D-сканнинге – на сканировании людей, и это может иметь самое различное применение: 3D-аватары, медицина, фитнес-клубы, подбор одежды. Команда создала прототип и сейчас ищет финансирование проекта, подала заявку в «Сколково», – говорит Sk.ru Михаил Матросов.
Таамазяну и Матросову есть что рассказать новым студентам Сколтеха о том, как они создавали свой стартап.
Один из тех, кто выступит в качестве ментора в рамках первого трека программы, так называемого quick success, – это выпускник Сколтеха Никита Родиченко.
«Наша команда занимается созданием беспилотных летательных аппаратов. Проанализировав сферу смежных компетенций и приняв во внимание тот факт, что изготовлена коптера – сложная инфраструктурная задача (например, для ориентирования требуется сигнал GPS, а внутри помещения с этим сложно), в рамках курса quick success мы решили сконцентрироваться на автономных транспортных средствах. Задача студентов, с которыми мы будет работать, – собрать автомобиль, который будет самостоятельно будет ездить вокруг здания Сколтеха. Если наберется достаточное количество команд-участниц, то, возможно, мы устроим состязания беспилотных автомобилей», – рассказал Никита Родиченко Sk.ru. Ничего похожего на формат Innovation Workshop Никите Родиченко, закончившему наряду со Сколтехом факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ, в российских вузах встречать не приходилось: «Однозначно, это уникальный курс, который читают только в MIT и Сколтехе».
О том, как организован Innovation Workshop в MIT, рассказал Олег Уржумцев, который выпустился из Сколтеха вместе с Родиченко. Занятия состояли из четырех модулей. В первые дни и затем по утрам и вечерам проходили лекции с элементами обсуждения инноваций (что это такое, чем отличается революционное развитие от эволюционного, когда научный прорыв превращается в инновацию и обязательно ли она должна основываться на нем; каков средний возраст изобретателей).
«Этот модуль вел замечательный человек, Луис Перес Брева (Luis Pérez-Breva); мне кажется, он сделал всё, чтобы общие слова привести к некоему американскому видению инноватора», – говорит Уржумцев.
Второй модуль заключался в практической работе с какими-то технологиями (теория управления, разработка электронных схем, написание мотивирующего текста), третий состоял из примеров возможных подходов к созданию своего бизнеса, практически всегда технологического. Они могли проходить в формате лекций, историй успеха разных людей или групповых упражнений. В день было от одного до трех подобных модулей, и они могли даже противоречить друг другу; в итоге студенты Сколтеха получили представление, насколько разными могут быть вполне успешные предприниматели и менеджеры проектов.
Последний, четвертый модуль предполагал долговременную работу в группах над одной из пяти тем. Их формулировки были весьма широкими (например, Internet of Things или Self House), и задачей команды было найти в рамках этой темы конкретный механизм воздействия на реальность, проблему людей, которую можно решить достаточно простыми методами. В распоряжении команд был небольшой запас материалов общей стоимостью не более 500 долларов. За две недели, которые длился модуль, участники должны были сформулировать проблему, предложить её решение, разработать и «продать» прототип коммерческого решения.
«Мне приятно осознавать, что кроме внятного и эффектного показа прототипа, нам удалось заинтересовать несколько важных людей в зале, – вспоминает Уржумцев. – На этом примере можно сделать вывод, что наше решение может быть интересно определенному слою американцев».
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев