Ноотропные препараты vs пcиxocтимyляторы. Часть 1. Феноменологический подход

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

-->

Как химик я решил [пост на geektimes.ru, NNN], что мои разъяснения по такому непростому вопросу, как «smart drugs» будут совсем нелишними.

Защитительная оговорка.

Как химик я прекрасно осознаю возможную опасность различных веществ для организма человека и поэтому приемлю употребление только тех из них, которые предназначены для сохранения здоровья. Категорически не рекомендую принимать любое из соединений, упоминаемых ниже, с иной целью и без консультации врача.

Моё изложение не претендует на истину в последней инстанции.

Начну с того, что в психофармакологии, по словам специалистов, назрела необходимость переработки существующей классификации психоактивных веществ. На мой взгляд, предлагаемый вариант новой классификации весьма радикально отличается от того, с чем приходится иметь дело сегодня. Однако я буду вести своё повествование, ограничиваясь принятой пока ещё терминологией.

Итак, определение пcиxocтимyляторов даётся через перечисление вызываемых им эффектов. Согласно Encyclopedia of Psychopharmacology, пcиxocтимyляторы:

  • вызывают эйфорию;
  • поднимают настроение;
  • оказывают моторную (двигательную) и
  • психическую стимуляцию.

Часто к этим эффектам добавляют способность снимать усталость и сонливость.

Что “замечательно” в этом определении, так это его закольцованность: стимуляторы оказывают стимуляцию… Если отбросить явно неспецифичные признаки: способность вызывать эйфорию, свойственную многим нapкотикам, например, oпиaтам, а также тимолептический эффект (улучшение настроения), традиционными носителями которого являются антидепрессанты, то в сухом остатке имеем психическую и двигательную стимуляцию. Что касается сонливости, то в настоящее время появилась группа препаратов (антагонисты H3-рецепторов), которые снимают сонливость (преимущественно патологическую), но не относятся к пcиxocтимyляторам, так что и этот признак теряет свою актуальность. В то же время способность снимать усталость можно отнести к более менее специфичным признакам пcиxocтимyляторов.

Теперь разберёмся с самим термином стимуляция. В медицине (и в обиходе) им описывают усиление функции. Учитывая неоднозначность смысла словосочетания усиление двигательной функции, которое можно понимать как, например, увеличение объёма двигательных движений в том или ином суставе, а также принимая во внимание реально наблюдаемые эффекты приёма cтимyляторов, я бы назвал двигательную стимуляцию, развивающуюся при приёме этих препаратов двигательным возбуждением.

Интересным может быть обсуждение замены этого сочетания на усиление физической работоспособности, несомненно вызываемой этим классом препаратов. Однако физическая работоспособность усиливается, например, и от приёма анаболических стероидов (за счёт увеличения мышечной массы), поэтому я не считаю включение этого словосочетания в определение оправданным.

Несколько менее очевиден смысл словосочетания психическая стимуляция. Однако разбросанные по многим источникам уточнения и описания действия этой группы препаратов позволяют заключить, что под психической стимуляцией понимается усиление высших психических функций: восприятия, мышления и памяти.

Многие пcиxocтимyляторы имеют очень высокий аддиктивный потенциал (есть исключения), т.е. легко вызывают зависимость. Однако я не собираюсь касаться этого аспекта их действия и хочу ограничиться теми эффектами, которые не являются разрушительными для психики, т.е. возникающими на фоне введения небольших доз. Это к вопросу о том, можно ли включать термин психическое возбуждение в определение пcиxocтимyляторов. С учётом того, что этим термином обычно описывают спектр психопатологических симптомов, многие из которых, безусловно, возникают при передозировках, я бы не стал этого делать.

Неплохим вариантом определения, таким образом, мне кажется следующее.

Пcиxocтимyляторы – это класс психоактивных (или психотропных) препаратов, которые снимают усталость, усиливают высшие психические функции и вызывают двигательное возбуждение.

Теперь перейдём к ноотропным препаратам. Тут всё несколько легче, так как есть каноническое определение, данное румынским химиком Корнелиу Э. Джурджа (Corneliu E. Giurgea), первооткрывателем пирацетама, — препарата, ставшего прототипом многих ноотропов.

Согласно Джурджа, ноотропные препараты:

  • улучшают память и обучаемость;
  • предотвращают утрату выработанных условных рефлексов и памятного следа под действием агентов, обычно вызывающих такую утрату (гипоксия, краниальный электрический удар, фармакологические амнестические агенты);
  • защищают мозг от химических и физических повреждений;
  • усиливают эффективность регулятивных функций коры и подкорки;
  • не обладают фармакологическими свойствами препаратов других групп;
  • имеют небольшое количество побочных эффектов.

Учитывая, что Джурджа развивал свои идеи в 60–80-ых годах прошлого века, а с тех пор медико-биологические науки не стояли на месте, я бы осовременил формулировку следующим образом.

Ноотропные препараты – это класс психоактивных веществ, которые улучшают память и обучаемость, а также повышают адаптацию организма к неблагоприятным факторам окружающей среды.

Данное определение имеет 2 недостатка, так как:

  • ноотропные препараты могут защитить не от всех неблагоприятных факторов окружающей среды. Обычно имеются в виду гипоксия, нервно-психический стресс, перегрузки и т.п.;
  • до сих пор окончательно неясно, способны ли ноотропные препараты улучшать память и обучаемость в норме или только при различного рода амнестических (вызывающих амнезию, т.е. потерю памяти) воздействиях, моделирующих патологические состояния, как отмечал Джурджа.

Итак, феноменологический подход позволил выявить существенное сходство между 2 обсуждаемыми классами препаратов: они оба способны оказывать позитивное влияние на высшие психические функции. Однако на молекулярном уровне реализуется это позитивное влияние пcиxocтимyляторами и ноотропными препаратами по-разному. Тем не менее, поскольку одно и то же лекарственное средство может одновременно действовать на несколько мишеней, возможно создание лекарственных средств, сочетающих свойства психостимулятора и ноотропа.

 Продолжение следует.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (3 votes)
Источник(и):

geektimes.ru