Сколковский проект космического туризма поддержан «Роскосмосом»

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

-->

«КосмоКурс, резидент космического кластера Фонда «Сколково», стал первой российской компанией, согласовавшей с «Роскосмосом» техническое задание на создание комплекса для туристических полетов в космос

«Техническое задание согласовано с ЦНИИМАШем, участвовал центр Келдыша, и затем согласовывал «Роскосмос». Это документ, по которому будет создаваться аванпроект комплекса», – рассказал журналистам гендиректор «КосмоКурса» Павел Пушкин в рамках прошедшего в Москве форума Inspace.

По уверению Пушкина, глава «Роскосмоса» Игорь Комаров «на ура воспринял проект и выдал распоряжение содействовать этому проекту».

В «Сколково» компания разрабатывает суборбитальный ракетно-космический комплекс многоразового использования. Многоразовыми должны быть и ракета, и корабль для туристов, что, по словам Пушкина, «даст огромный экономический выигрыш и откроет новый этап развития космонавтики». Ракету для проекта планируется сделать сравнительно небольшой и недорогой, стартовой массой 60–70 тонн. Как рассказывал Павел Пушкин в интервью Sk.ru, она будет похожа на «ФАУ-2» – первый аппарат, запущенный в суборбитальный полет. Ракета будет выводить на 200-километровую высоту капсулу с туристами, чтобы те в течение примерно 5–6-ти минут могли свободно парить и совершать кульбиты в состоянии невесомости (в отличие от альтернативных проектов предлагаемое «КосмоКурсом» решение не предусматривает жесткой фиксации участников полета в креслах). Приземляться корабль будет с использованием парашютно-реактивной системы посадки. Весь полет займет не более 20 минут.

Несмотря на молодость компании «КосмоКурс» (образована летом 2014 года) она ставит перед собой амбициозные планы – после 2020 года занять половину мирового рынка космического туризма. Суборбитальный туризм, убеждены в «КосмоКурсе», станет значительно более доступной альтернативой туризму орбитальному, единственной площадкой для которого является МКС. Заплативших несколько десятков миллионов долларов после долгой подготовки на Земле на орбиту доставляют российскими «Союзами». Суборбитальный полет будет в тысячи раз короче и в сотни раз дешевле орбитального, а подготовка нему – несоизмеримо проще, уверяет гендиректор компании. «Турист должен будет пройти медобследование, заключить контракт, договор. Потом формируется экипаж, в котором он полетит; он дает свои рекомендации, замечания. Затем турист прилетает на космодром, и начинаются тренировки, ознакомления, инструкции. Он посмотрит объем капсулы, оценит ее габарит, пройдет примерка кресел. И, по-хорошему, человек пробудет на космодроме три дня. На третий день тренировок он летит».

Сколько за суборбитальный полет будут платить клиенты «КосмоКурса»?

«Когда мы анонсировали проект, то называли ориентировочной ценой 200–250 тысяч долларов. Правда, доллар тогда стоил 30 с чем-то рублей. На деле может получиться как дороже, так и дешевле. Если исходить из пожеланий предприятий отрасли, проект измерялся бы заоблачными деньгами. Но если смотреть на рыночные цены по аналогичным изделиям, то выходит вполне приемлемо – как проектирование, так и изготовление аппаратов. Объявляя цену, мы ориентировались на планы наших конкурентов, в частности, Ричарда Брэнсона», – рассказывает Павел Пушкин.

Отправлять туристов в космос предполагается с одного из российских космодромов; вероятнее всего, им станет военный ракетный полигон Капустин Яр в Астраханской области.

«Для пилотируемых запусков по нашей траектории желательно, чтобы спуск осуществлялся в равнинной и пустынной местности. Это может быть Байконур, космодром Ясный в Оренбургской области или Капустин Яр. Последний хорош тем, что, во-первых, это российская территория и, во-вторых, там есть вся инфраструктура, в том числе жилая. Неподалеку, в Волгограде, есть предприятие, которое может поставлять на полигон необходимые для запуска кислород, азот и гелий». После переговоров с руководством Капустина Яра гендиректор «КосмоКурса» настроен оптимистично: «Там хорошо относятся к возможному сотрудничеству. Да и с чего бы им быть против? Мы дадим возможность заработать их специалистам. Конечно, когда только начинаешь рассказывать о своих планах, собеседники смеются и спрашивают: «Да кто же вам позволит это сделать?» Но когда объясняешь, с кем ты работаешь и чем занимаешься, приступаешь к обсуждению конкретных характеристик проекта, тональность быстро меняется, тебя начинают воспринимать всерьез».

Довольно быстро общий язык Павлу Пушкину удалось найти и в ЦНИИмаш – головном институте Федерального космического агентства.

«Руководители ФГУП заинтересовались проектом, сказали, что с подобными запросами к ним еще никто не приходил, и пообещали нам поддержку. Частно-государственное партнерство прописано в основополагающих документах космической отрасли, и, как мне показалось, в ЦНИИмаш нацелены на то, чтобы решать проблемные вопросы. Их много и существенная часть связана с законодательством».

1_1_-1.jpg-550x0.jpg

Несовершенство законодательного регулирования отрасли тормозит деятельность «КосмоКурса» не меньше, чем технологические проблемы, неизбежно возникающие при попытке создать первый в стране частный корабль для суборбитального туризма. «Например, в нормативных документах записано, что комплекс, аналогичный нашему, может заказать только государство. Тот факт, что кроме государственного, может быть еще и частный заказчик, авторам этого положения, видимо, не приходило в голову. В Роскосмосе сильно удивились, когда мы решили выступать в роли и исполнителей, и заказчиков. В итоге с трудом нашли устраивающие всех формулировки. Еще одна проблема состоит в том, что нет закона, регламентирующего запуск частных комических кораблей; наличие проблемы признают и в ЦНИИмаш», – привел примеры Пушкин.

Он рассчитывает на помощь Фонда «Сколково» в законодательном обеспечении выхода частников в околоземное пространство. «Многие начинающие команды недооценивают роль и значение GR-поддержки, оказываемой резидентам со стороны «Сколково». Например, в работе с Роскосмосом нам очень помогает Алексей Беляков, руководитель космического кластера «Сколково».

Алексей Беляков подтверждает интерес кластера космических технологий и телекоммуникаций «Сколково» к проектам, подобным «КосмоКурсу». «Опыт прошедших лет показал, что вокруг кластера сложилось сообщество компаний, реализующих проекты по созданию космической техники. Примечательно, что с запуском первых спутников резидентов в кластер пришли компании, готовые взяться за задачу ещё более ёмкую в технологическом и финансовом планах – создание ракетной техники для орбитальных и суборбитальных полётов. Это задача сложная, но осуществимая при условии привлечения соответствующих инвестиций в проект».

«Рынок для таких частных ракетных проектов существует, – убеждён Алексей. – Помимо потенциального рынка суборбитального туризма, размер которого подтвержден сотнями забронированных на годы вперёд билетами, существуют и другие возможности заработать деньги за счёт частных запусков. Так, на основе суборбитального комплекса может быть создана ракета-носитель лёгкого класса для вывода на орбиту малых космических аппаратов. Сейчас запуска такого аппарата приходится ждать буквально годами, из-за того что он осуществляется попутно с запуском больших аппаратов. Компания, которая сможет осуществлять запуски с требуемой периодичностью по низкой цене, сможет получить внушительную часть рынка запусков для малых спутников – сегмента, который, по прогнозам, будет экспоненциально расти в предстоящие годы».

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

sk.ru