Хакспейс, мейкерспейс, ФабЛаб и ЦМиТ: разбираемся в названиях общественных пространств

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

За последнее десятилетие в мире появилось множество открытых творческих мастерских и креативных пространств, предлагающих доступ к инструментам, станкам и высокотехнологичному оборудованию. Такие места называют коворкинг-мастерскими, хакспейсами, мейкерспейсами, ФабЛабами. Фактически, все они объединены одной концепцией — это общественные пространства, предоставляющие инструменты и оборудование для желающих что-то сделать своими руками.

Сотрудничество, содружество и сотворчество — три принципа, лежащих в основе креативного пространства. Такая модель совместного потребления распространяется в мире с середины 2000-х. Ее идея в том, что удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть этим продуктом.

Несмотря на общую концепцию, креативные пространства имеют определенные отличия, которые отражены в их наименованиях. Причем, определение типа креативного пространства происходит не по набору оборудования и инструментов, или виду деятельности, а по принципам организации сообщества, обмена знаниями и обучения. Каждое творческое пространство является уникальным и отражает потребности и желания своего сообщества.

Хакспейс

Из Википедии: хакспейс (англ. hackerspace) — место, где собираются люди со схожими интересами, научными, технологическими, в цифровом или электронном искусстве, общении и совместном творчестве.

Хакерство, как креативный подход, заключающийся в преобразовании простых единиц в сложные, зародился в 1960-е годы в Массачусетском технологическим университете (MIT). Тогда под хакерством понималось нахождение «изящного способа», «хака» (hack) для решения научно-технологичекой задачи, который был бы наиболее эффективным и оптимальным. В среде MIT считали, что только специалист высочайшего уровня мог разработать подобное решение. Таких специалистов называли «хакерами».

Еще одной особенностью хакерства стала концепция свободного распространения информации. С появлением сети Интернет в 1980-е годы, сформировалась культура открытого программного обеспечения, которая была подхвачена группой программистов, занимающихся взломом сайтов — хакерами. Это значение «хакера» как взломщика преобладало до тех пор, пока не появились хакспейсы — общественные пространства, которые возродили первичное значение хакинга как креативной деятельности. В хакспейсах сформировался подход к разработке и использованию технологий, которые должны были стать свободными для всех. Здесь стали заниматься не только открытым программным обеспечением, но и созданием физических объектов, являющихся связующим звеном между программами и реальным миром.

Главной особенностью хакспейса по сравнению с другими креативными пространствами является самоорганизация и автономное функционирование за счет средств его участников. Любой желающий может придти туда и посмотреть на имеющееся оборудование, но чтобы вести там свою деятельность, необходимо выполнять ежемесячные взносы на поддержание площадки. В хакспейсе отрицается иерархия и структура, здесь нет руководителей, нет специализированных закрепленных функций, нет закрытых разработок. Однако, отсутствие органа управления, независимость и равноправие участников хакспейса может привести к беспорядку и неразберихе. В результате, управление хакспейсом концентрируется на одном человеке или небольшой группе участников. Деятельность хакспейсов, в основном, связана с электроникой и программированием.

Мейкерспейс

Термин «мейкерспейс» появился в 2005 году с выходом в печать журнала “Make”, который объединил движение “сделай сам” с хакерской субкультурой. В 2010 году основатель журнала “Make” Дэйл Догетри зарегистрировал интернет-ресурс makerspace.com, после чего этот термин стал употребляться повсеместно для обозначения общественных пространств, связанных с проектированием и созданием различных вещей “с нуля”. Здесь пропагандировалось свободное использование технологий, совместная работа, обмен опытом между участниками, обучение ремеслу.

В дальнейшем мейкерспейсы стали отказываться от хакерской идеологии, умельцы не хотели ассоциировать себя с хакингом, как взломом информационных систем. В мейкерспейсах сообщество формировалось вокруг использования техники, а не вокруг идейных вопросов, как это было в хакспейсах. Функционирование мейкерспейсов стало осуществляться на коммерческих основах в виде бизнеса для его организаторов.

Мейкерспейсы представляют из себя общественные мастерские, в которых можно заниматься любым делом: от пошива одежды до сварки металла. Различные типы креативной деятельности здесь не выглядят разрозненно, а воспринимаются как единый творческий процесс. В мейкерспейсы могут приходить любые желающие: как любители, так и профессионалы своего дела. Здесь можно найти сообщников для проекта, приобрести новые знания и умения, получить опыт работы в коллективе.

ФабЛаб

ФабЛабы (от англ. fabrication laboratory) — это сеть производственных лабораторий, которая была основана Нилом Гершенфельдом в MIT в 2005 году. Нил создал ФабЛаб, вдохновившись курсами «Как сделать (почти) все что угодно» в MIT. Главная идея Нила Гершенфельда заключается в том, что на смену машинам, которые делают вещи придут машины, изготавливающие более сложные машины. При этом будут использоваться материалы, содержащие в себе информацию. На основе этой информации материалы будут образовывать объекты самостоятельно. Таким образом, программируемый материал сам становится машиной. Нил заявляет, что следующая цель проекта — создать лабораторию, которая создает лаборатории.

Итак, ФабЛаб представляет собой лабораторию для прототипирования, основное оборудование которой: ЧПУ-станок, 3D-принтер, 3D-сканер, лазерный резак, устройство для изготовления печатных плат. Оборудование подобрано так, чтобы начинающий конструктор смог реализовать любую свою задумку. Название “ФабЛаб” является товарным знаком, поэтому его применение к любой схожей по формату творческой мастерской неуместно. ФабЛабы предъявляют особые требования к организации пространства в лаборатории, к набору необходимых инструментов, программного обеспечения и учебных курсов. Можно сказать, что это своего рода франшиза.

Особенностью сети ФабЛаб является то, что все лаборатории делятся своими знаниями и разработками. Лаборатории имеют общую информационную базу. Участники могут обмениваться информацией и консультироваться со специалистами при помощи системы видеоконференций. ФабЛабы помогают эффективно продвигать технические проекты своих участников на рынке. Фаблабы открыты для всех желающих за небольшую оплату и чаще всего управляются местными некоммерческими организациями.

ЦМиТ

Центр молодежного инновационного творчества (ЦМиТ) – это площадка для привлечения молодежи к научно-техническому творчеству, формирования основ научно-технической грамотности и мотивации к получению инженерно-технического образования. ЦМиТ является российским проектом, принявшим за основу опыт лабораторий ФабЛаб, но свое оборудование каждый ЦМиТ выбирает самостоятельно, в зависимости от поставленных задач.

Преимущественные направления деятельности — прототипирование, моделирование, 3D-печать, работа на станках с ЧПУ и лазерных резаках.

Помимо самостоятельной работы с оборудованием, здесь проводятся различные обучающие курсы. В зависимости от ЦМиТ, работа на площадке для любых желающих может быть как платной, так и бесплатной.

С 2012 года создание ЦМиТ в России осуществляются в рамках Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Ввиду специфики законодательства, предприниматели стали также и пользователями ЦМиТ, помимо молодежи и детей. Это привело к тому, что многие ЦМиТ в России сейчас представляют собой небольшие производственные площадки, которые используют полученное по госпрограмме оборудование в коммерческих целях.

Мастерская коворкинга

Мастерская коворкинга по сути является мейкерспейсом с более узкой специализацией. Такие мастерские оснащаются инструментами и оборудованием для занятий одной-двумя отраслями ремесел. В большинстве случаев, это столярные мастерские, которые предоставляют доступ к деревообрабатывающим станкам на правах аренды. Оплата аренды заключается в приобретении абонемента, дающего возможность работать в мастерской фиксированное количество времени. Наиболее распространены абонементы на час, на день и на месяц. Мастерские коворкинга, функционируют исключительно на коммерческих основах и не обязательно придерживаются идеологии мейкерспейсов.

В мастерской коворкинга могут работать все желающие и даже дети под наблюдением взрослых. Прежде, чем приступить к деятельности, необходимо пройти инструктаж по технике безопасности и подтвердить навыки владения тем или иным инструментом, или станком. Если посетитель не имеет необходимых навыков, но хочет овладеть ремеслом или научится работать на каком-то из станков, то он может пройти обучающие курсы. В мастерских коворкинга часто проводят мастер-классы по изготовлению различных изделий своими руками.

Популяризация творчества в России

В нашей стране сейчас происходит перерождение начавшегося в 50-х годах прошлого века в СССР движения “сделай сам” под влиянием сферы информационных технологий, компьютеров и электроники. Несмотря на широкое распространение IT-индустрии и программных продуктов — “софта”, развитие технологий невозможно без аппаратной части — “железа”. Именно “железом” и занимаются в общественных мастерских. Люди приходят туда, чтобы поменять сферу деятельности, переключиться, вернуться к ручному труду.

Наиболее распространенный в России формат творческого пространства — мастерская коворкинга. Набирают популярность творческо-производственные территории, основанные на месте бывших заводов или фабрик. Они включают в себя различные креативные пространства и мастерские. При это срабатывает принцип синергии: эффект от объединения и взаимодействия существенно превосходит сумму эффектов каждого компонента в отдельности. В целом, прослеживается уверенный рост интереса к творчеству и ремеслам. Не исключено, что популяризация культуры “сделай сам” сможет вывести культуру и технологии в нашей стране на новый уровень.

Литература: «Мейкерство как социально-экономический феномен» О.Бычкова, Н.Евстигнеева, А.Симонова, А.Черныш, 2015г.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

geektimes.ru