Лазер для ледоколов испытают на «Диксоне»
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Национальный центр лазерных систем и комплексов «Астрофизика» совместно с Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом Санкт-Петербурга проведет испытания лазерной установки, предназначенной для установки на ледоколы. Как пишет газета «У Белого моря», испытания установки мощностью 30 киловатт намечены на ноябрь текущего года. На время проверок лазер, предназначенный для разрезания льда, установят на дизельный ледокол «Диксон».
Ледоколы используются для проводки обычных судов во время зимнего судоходства. Они проделывают в корке льда проходы, по которым могут проплывать другие суда. Сегодня все ледоколы используют один из двух способов проходить через лед: продавливают его своей массой или разламывают с помощью острого прочного форштевня (продолжение носовой части киля). Новая судовая лазерная установка станет еще одним инструментом для раскалывания льда во время ледокольной проводки судов.
Испытания новой лазерной установки в лабораторных условиях уже состоялись и признаны успешными. По словам заместителя начальника специализированного конструкторского бюро двойных технологий «Астрофизики» Юрия Сорокина, в лабораторных условиях лазер быстро и уверенно разрезает лед толщиной один метр с расстояния шесть метров. В реальных условиях возможности новой установки могут оказаться недостаточными. Например, при резке льда на сильном морозе будет образовываться кипящая вода. Она замерзает быстрее воды нормальной температуры и по мере резке может быстро «склеивать» разрез.
О разработке лазера для ледоколов стало известно в апреле текущего года. Тогда сообщалось, что прототип нового комплекса включает в себя волоконный лазер, волоконно-оптический кабель, систему наведения и фокусировки луча и систему энергообеспечения. По заявлению разработчика, комплекс способен обнаруживать в ледяной корке трещины или точки напряженности и фокусировать на них лазер. Другие подробности о новой установке тогда не уточнялись. Теперь стало известно, что масса прототипа мощностью 30 киловатт составляет около 3,5 тонны без учета системы энергообеспечения.
Как отмечает bmpd, конечной целью проекта разработки лазера для ледоколов является создание установки мощностью 200 киловатт. Их установят на ледоколы, используемые для проводки судовых караванов по Северному морскому пути, кратчайшему морскому пути между Европейской частью России и Дальним Востоком. Предполагается, что мощный лазер позволит ледоколам проводить суда даже в тех зонах, где толщина льда достигает четырех метров. При этом скорость проводки составит до трех узлов (5,6 километра в час).
Разработчики полагают, что использование лазеров на ледоколах позволит повысить их класс, то есть увеличить проходимость. Это означает, что ледоколы смогут проходить в зонах с большей толщиной льда. При этом возможность лазерной установки обнаруживать слабину в ледовой корке позволит судам продвигаться быстрее. Кроме того, в лазерной установке реализована возможность изменения фокусировки луча и его мощность. Предполагается, что благодаря этому установку можно будет использовать для быстрой очистки судовых конструкций от льда.
Дизельный ледокол «Диксон», построенный в 1983 году, имеет в длину 92 метра и ширину — 21,4 метра. Судно оснащено четырьмя дизельными двигателями мощностью 13 тысяч лошадиных сил и способен развивать скорость до 17,5 узла. Автономность плавания ледокола составляет 30 суток. Судно может продвигаться по льду толщиной 0,9 метра со скоростью один узел.
Автор: Василий Сычёв
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев