Российские ученые изобрели стимулятор воображения пациентов после инсульта
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Ученые Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) совместно с инновационной компанией iBrain в рамках Проекта 5–100 разработали уникальный игровой комплекс для реабилитации пациентов после инсульта. Как сообщает пресс-службе вуза, ведущие специалисты в области искусственного интеллекта заменили физические тренировки по восстановлению двигательных функций игрой с воображением, по окончании которой пациент получает возможность двигаться.
Один из разработчиков комплекса, профессор Института компьютерных наук и технологий (ИКНТ) СПбПУ Лев Станкевич пояснил, что для больных после инсульта характерно поражение той части мозга, которая отвечает за двигательные функции лишь одной его стороны ‒ левой или правой. Между тем, по его словам, мозг человека очень пластичен и способен восстанавливаться в обход пораженных областей. Тренируясь на игровом комплексе, другие участки мозга со временем начинают выполнять функции утраченного, утверждает профессор.
Прежде чем приступать к тренировкам, невролог и нейрофизиолог проводят стандартные исследования, выявляющие особенности активности мозга пациента. После этого происходит сбор данных о мозговой активности: сначала пациент должен представить, как он двигает рукой, сжимает кисть, а потом постараться совершить эти движения. В этот момент ученые при помощи электроэнцефалографа фиксируют поверхностную активность мозга. По их словам, программа совершенствуется на основе полученных данных с помощью методов машинного обучения.
Оборудование компактное: ноутбук со временем может быть заменен планшетом или смартфоном. В игровом комплексе используется беспроводной электроэнцефалограф. Тренировки могут осуществляться в домашних условиях. Период реабилитации занимает около 2 месяцев.
Еще один разработчик комплекса, аспирант Института металлургии машиностроения и транспорта (ИММиТ) Филипп Гунделах полагает, что главное преимущество разработки – геймификация.
«Пока в нашем арсенале только одна игра, когда главный герой ходит по саду и срывает фрукты: чем больше правильных "воображений» реального движения, тем больше фруктов он соберет, тем эффективнее будет двигательная реабилитация", ‒ отметил он, подчеркнув, что игра затягивает пациента, он видит реальный результат своих мыслей.
В настоящее время в СПбПУ разрабатывается еще одна игра, в которой герой будет стрелять по объектам. Количество игр планируется увеличить, пациент сможет сам выбирать то, что ему интересно.
Клинические испытания аппарата начнутся в июле в Городской больнице №40 (Санкт-Петербург). После испытаний медицинские учреждения смогут приобрести данный комплекс, чтобы на своей базе самостоятельно проводить реабилитацию пациентов.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев