Ученые обнаружили обонятельную «слепоту невнимания»
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Британские психологи обнаружили слепоту невнимания (эффект, при котором из-за перцептивной загрузки нерелевантная информация игнорируется) в обонятельной системе. В эксперименте выяснилось, что при использовании визуального внимания, в зависимости от сложности задания, человек может не заметить внезапно возникший запах. Эффект предложили назвать аносмией (потерей обоняния) невнимания. Статья доступна на сайте Сассекского университета и принята к публикации в журнал Psychological Science.
В 2004 году гарвардские психологи Дэниел Симонс (Daniel Simons) и Кристофер Шабри (Christopher Chabris) получили Шнобелевскую премию за изучение процессов внимания: в серии экспериментов они показали, что, когда человек занят определенной задачей, невидимым может стать даже самый необычный стимул (например, горилла). Этот эффект называется «слепотой невнимания» (англ. inattentional blindness) и его эффект не связан с патологиями зрения, а объясняется исключительно психологически: при сосредоточении внимания на одной задаче зрительное восприятие «слепнет» к раздражителям из-за перцептивной перегрузки.
Слепоту невнимания чаще всего изучают с использованием зрительных (реже — звуковых) стимулов. Софи Форстер (Sophie Forster) из Сассекского университета и Чарльз Спенс (Charles Spence) из Оксфордского университета предположили, что слепота невнимания может переноситься и на обонятельную систему. Для того, чтобы это проверить, они провели эксперимент, в ходе которого участникам (всего их было 40) необходимо было найти определенный стимул (букву) на экране: либо среди геометрических фигур, либо среди букв. Во время выполнения задания в комнате появлялся отчетливый и сильный запах кофе, о наличии которого участников спрашивали после прохождения эксперимента.
Выделенность стимула напрямую зависит от окружающей его информации: если и стимул, и отвлекающая информации гетерогенны, то сложность возрастает. Использовав два типа отвлекающей информации, ученые смогли изучить, как на распознавание обонятельного стимула влияет степень перцептивной перегрузки: высокая (при поиске буквы среди букв) и низкая (при поиске буквы среди фигур).
Ученые выяснили, что более 40 процентов участников не замечают запаха кофе в том случае, если задание на визуальный поиск связано с высокой перцептивной нагрузкой. Ученым также удалось реплицировать результаты на другой выборке добровольцев: второй эксперимент был идентичен первому, однако из эксперимента убрали вопросы на внимание (обычно их вводят для того, чтобы убедиться, что участник в действительности выполняет задание), а финальный опрос проходил не в устной форме, а письменной.
Возникновение слепоты невнимания во многом зависит от загруженности вовлеченной в процесс перцептивной системы. Ученые показали, что тот же самый эффект возникает и в том случае, если ингибированная информация имеет другую модальность — то есть подается через другой перцептивный канал, в данном случае — обоняние. Именно из-за того, что в эксперименте использовались две перцептивные модальности, назвать полученный эффект «аносмией» все же нельзя: авторам, однако, удалось показать, что эффект перцептивной слепоты может существовать вне распространенных каналов восприятия (то есть зрительного и слухового), а также — совмещать их вместе.
Количество окружающих нас объектов обычно намного больше, чем мозг способен обработать одновременно: из-за этого при визуальном поиске, в соответствии с ранее известной информацией, ненужная информация эффективно игнорируется. Недавно, однако, ученые выяснили, что отвлекающая информация может и помочь найти нужный объект, но только в том случае, если встречается достаточно часто.
Автор: Елизавета Ивтушок
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев