В чём Китай впереди планеты всей?
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
На выставке CES в Лас-Вегасе треть участников выставки были из Китая. Руководители компаний во время интервью не говорили о своих компаниях как о национальных, они мыслили в масштабах 30–50 стран, называя их своим рынком. И если вы думаете, что это были Lenovo или Huawei, то ошибаетесь — не только они. Дело в том, что пока мы смеялись над нелепыми подделками и злились на сдыхающие ровно через год смартфоны, Поднебесная развивалась по всем направлениям: от апогея потребительства Xiaomi до квантовых компьютеров и прототипов летающего такси. О квантовом компьютере мы говорить сегодня не будем, а поговорим о том, что делает проще и комфортнее (а местами и ужаснее) жизнь простых потребителей.
Почему Корея уже не Китай, а Россия никогда им не будет
Начиная с конца 70-х, Азия удерживает первенство в технологиях, однако страновой расклад меняется. Первой удивила мир Япония: Sony, Panasonic, Toshiba, Seiko, Yamaha, Toyota, Mazda, Honda, Nissan. Технологические чудеса Японии вызывали восторг всего мира и были самыми желанными товарами. Успех был обусловлен высокой концентрацией учёных, отсутствием затрат на армию, исключительным трудолюбием и системой менеджмента, которая до сих пор считается классикой и образцом. Но в конце 90-х Япония сдала свои позиции и лидерство перешло к её соседу — Южной Корее.
Корейские автомобили, телефоны, телевизоры ознаменовали собой первые полтора десятилетия XXI века. В стране появился абсолютный лидер — Samsung и его мощный конкурент LG. Благодаря развитию технологий Корея принесла миру множество товаров, в том числе косметику, бытовую химию и т.д. Но как бы ни был прекрасен Samsung, лучшими телефонами на данный момент выглядят Huawei (И уже не только телефоны — вы видели новые планшеты? Огонь!). И Huawei — китайский бренд, бренд нового лидера, которому мы ещё не до конца доверяем, но активно покупаем, используем и хвалим.
Итак, второе и третье десятилетия XXI века останутся за Китаем. Мы уже покорены OnePlus и Xiaomi, нас вдохновил взлёт и поразило падение LeEco, мы заинтересовались новыми брендами Doogee и Alfawise, мы влюблены в дроны DJI. В плане потребительской электроники Поднебесная обойдёт всех и надёжно закрепится на первом месте, тут даже сомневаться не приходится. Так почему не Южная Корея и не Россия (ресурсы, потенциал, инженеры, разработка — всё есть)?
- В Китае огромный внутренний рынок, которым можно управлять (уже на больших данных), на котором можно апробировать и которому можно продавать. То есть у технологических компаний есть гарантированный сбыт. Южная Корея тут проиграла.
- В Китае высокий уровень сбережений и инвестиций, причём как в крупном секторе, так и в частных хозяйствах. Население ненавидит жить в долг и всеми силами пытается накопить и сохранить. По отдельности это небольшие запасы семьи или бюджеты бизнеса, а в совокупности — огромный национальный капитал, который идёт рука об руку с технологическим ростом. А здесь проиграла Россия, в которой капиталы крайне разрознены, граждане несут огромную долговую нагрузку, средний и крупный бизнес зачастую сталкивается с бюрократическими препонами.
- В Китае есть конкуренция — десятки брендов, из них стабильно 3–5 очень сильных, готовых рвать местный и зарубежный рынки. В таких условиях развитие технологий происходит очень быстро.
А ещё Китай долгое время фактически был стажёром (ну или подмастерьем) глобального технологического рынка, собирая чужие идеи на своих заводах. Согласитесь, глупо было не обучиться и не превзойти мастеров.
Мобильник — китайское всё
Когда-то китайцы изобрели первые бумажные деньги (банкноты). В XXI веке пришло время уходить от них.
Если у нас оплата мобильником на кассt до сих пор вызывает подозрение у кассира, а иногда и недоумённые взгляды окружающих, то в Китае это самое обыденное действие. Шутка сказать, китайцы платят с помощью сотовых телефонов в 50 раз чаще, чем американцы. Фактически Китай «перескочил» карточную эпоху и стал первым. Однако история и причины такого перехода интересны сами по себе.
Инфраструктура китайских государственных банков была неповоротливой и сложной (какой и остаётся), поэтому операции с картами вызывали проблемы. Но это не единственная причина. Китайцы очень не любят какие-либо кредиты, кроме ипотечного (75% кредитного рынка) — это связано с национальной нелюбовью и суевериями относительно любых долгов. Поэтому из затеи навязать кредитные карточки населению у банков ничего не вышло.
Однако нужен был безнал — и на пустом месте что-то должно было появиться. Первым в самом конце 2004 года появился AliPay — крупнейшая платёжная система, которая сперва была связана с интернет-магазином, а с 2017 года прекратила его обслуживание. На сегодняшний день это крупнейшая платформа, которая насчитывает 520 млн. пользователей (для сравнения у Apple Pay 127 млн. пользователей). Однако это не единственный оператор мобильных платежей в Китае — есть конкурент с 900 млн. пользователей и необычной историей.
Речь идёт о WeChat. Долгое время WeChat был приложением номер один в Китае и до сих пор остаётся главным мессенджером и отчасти социальной сетью. Функция платежей в WeChat появилась в 2014 году во время праздничной акции, приуроченной к Лунному новому году. Традиция праздника призывает китайцев дарить родным и друзьям красные конверты с деньгами. Мессенджер предложил отправить виртуальные конверты с заданной суммой, которая распределялась между пользователями в зависимости от скорости открытия конверта. В первые сутки функция обработала 16 миллионов эфирных конвертов. И да, это оказался неплохой (а позже и основной) способ отправки денег знакомым. А там и до мобильных платежей было недалеко.
Использование QR-кодов максимально упрощает совершение любого платежа, тем самым увеличивая их количество и суммарный объём
Мобильные платежи через WeChat Pay и AliPay сегодня принимают везде — от ресторанов и фешенебельных магазинов до крохотных магазинов, такси и даже уличных лавок. Более того, с помощью мобильника вы можете подать милостыню или поблагодарить уличных музыкантов. Секрет не в том, что у всех есть терминалы — весь Китай тотально увешан и расписан QR-кодами.
![2.jpg](/files/users/u42559/221118/2.jpg)
Но у мобильных платежей есть и обратная сторона медали: китайский ритейл собирает колоссальный объём персональных данных. А учитывая то, что платёжные сервисы связаны с крупнейшими торговыми площадками, это развязывает руки продавцам буквально любых товаров.
Неслучайно следующим изобретением китайских бизнесменов являются такие фестивали, как Всемирный день шоппинга (11.11), монобрендовые страницы продуктов и марок внутри интернет-магазина (да, первым был не Amazon), интеграция O2O (online-to-offline) и даже дни бренда/марки, которые, кстати, особенно хорошо прижились в парфюмерных сетях по всему миру. Впрочем, Чёрной Пятницей и Киберпонедельником китайские магазины тоже не погнушались — все они приурочивают огромные акции и распродажи (иногда не очень честные) к этим дням разнузданного потребительского разврата.
Кстати, культура использования сотовых телефонов как активных помощников пришла во все страны мира и обрела как общие, так и национальные черты. Например, в России мобильник — это читалка, многие загружают в него книги и учебники, ломая глаза в метро и долгих наземных поездках до работы. Ещё это навигатор, планировщик (можно даже расписание приёма лекарств загнать — не пропустите), магнитофон, рабочий компьютер и много чего ещё.
Велопрокат, обмен автомобилями и зарядка смартфона
Именно благодаря господству мобильных платежей удалось легко реализовать идею аренды велосипедов. Все условия сложились идеально: 160 городов-миллионников, плотные пробки и ужасная экология. Велосипед — выход для быстрого и экологичного передвижения, и аренда велосипедов от Mobike принесла стартапу 20 миллионов заказов в день после первых 10 месяцев существования. Опыт китайской компании активно перенимают другие страны мира.
Ещё один вариант найти бюджетный способ передвижения — сервис обмена подержаными автомобилями DaSouChe. К тому же, можно попробовать покататься на той машине, которую вы собираетесь купить или о которой мечтали.
Однако китайская мысль не стояла на месте и не ограничивалась транспортом. Раз мобильный телефон для китайца это платёжное средство, карта, способ получить дополнительную информацию о продуктах и, кроме прочего, инструмент общения и развлечения, значит, телефон садится максимально быстро. На помощь тем, кто разряжен, пришёл стартап Laidian — сервис станций по аренде пауэрбанков (около 1 юань в час, что-то около 10 рублей).
А пока Laidian до нас не дошёл и никто не забрал идею (хотя станции зарядки телефонов уже есть в крупных ТРЦ, на вокзалах и в аэропортах), самое время запастись своим пауэрбанком, чтобы не оказаться без связи и коннекта в самый неподходящий момент. Тем более, что лучшие пауэрбанки — однозначно китайские.
Терминалы Laidian расположены более чем в 50 городах на вокзалах, в торговых центрах и даже в ресторанах
Электронные сигареты
Вы не подумайте, что мы тут пропагандируем, наша команда не курит и вам не советует. Но нужно отдать дань исторической правде и важной части прогресса: электронная сигарета — наиболее известное и популярное чисто китайское изобретение среди потребительских гаджетов.
Первую электронную сигарету изобрёл китайский фармацевт Хон Лик (韩 力) в 2003 году. Устройства быстро захватили мир и стали предметом бесконечных споров как среди пользователей, так и среди учёных и медиков. Свой патент Хон Лик получил в США. В основе электронной сигареты лежит использование пьезоэлектрического элемента для испарения раствора никотина (и других растворов-аэрозолей, не содержащих никотин).
Но, конечно, Китай не мог бы претендовать на мировое лидерство, если бы ограничился потребительской электроникой. Сегодня это участник крупнейших международных проектов, страна с научным потенциалом и высокими требованиями к образованию.
Вот лишь несколько проектов, которые сегодня активно развиваются в Поднебесной.
- Искусственный интеллект. Китай на этом буквально помешан — сейчас все компании, работающие в этой сфере, формируют единое «мыслительное» пространство и работают над роботами, дронами, нейросетями, робомобилями. Государство крайне активно поддерживает эту сферу и заявляет, что через 12 лет Китай будет лидером в сфере (в том числе коммерческой) искусственного интеллекта.
- В мае 2017 года был создан первый в мире квантовый компьютер, по своим параметрам значительно превосходящий обычные компьютеры. Это заложило фундамент для внедрения квантовых вычислений.
- В мае 2017 года Китай запустил первый космический рентгеновский телескоп Hard X-ray Modulation Telescope для наблюдений за чёрными дырами, пульсарами и вспышками гамма-излучения
- В 2015 году Китай запустил массовое производство искусственных роговиц. Это первая в мире рукотворная роговица, прошедшая клинические испытания и получившая лицензию.
- Китай уже запустил первый спутник для квантовых коммуникаций и продолжает работу над ним. Это должны быть самые устойчивые к взлому коммуникационные технологии.
- К 2020 году китайские исследователи обещают явить миру первый экзафлопсный компьютер Tianhe-3, который будет выполнять минимум один квинтиллион вычислений в секунду.
В Китае нелегко жить, нелегко работать. Эта страна требует полной отдачи, особенно от людей интеллектуального труда. Точнее, этого требует растущая экономика. Думается, такой подход даст свои плоды не только для науки и потребительских корпораций, но и для социальной сферы, экологии и дела мира на Земле. Так рождается сверхновая держава.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев