В Сколково обсудили законодательные барьеры на пути беспилотных машин
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Одна из компаний большой четверки уже второй год публикует рейтинг готовности стран к внедрению беспилотных автомобилей. В прошлом году Россия заняла в нем 18-ое место из 20-ти, в текущем – 23-е из 25-ти. По уровню регулирования этой сферы РФ находится на последнем месте. С учетом этих данных понятно, что разработчикам и чиновникам было что обсудить на прошедшем в Сколково круглом столе «Регуляторные барьеры, препятствующие развитию и внедрению технологий беспилотного/автономного транспорта в РФ». Он собрал на одной площадке представителей бизнеса (Яндекс, ВИСТ Груп, КамАЗ и других) и органов государственной власти (Минпромторг и Минтранс)
Председатель Фонда «Сколково» Аркадий Дворкович, открывая обсуждение, констатировал: «Во-первых, мы видим, что есть первые ласточки, беспилотные автомобили, которые уже испытывают в том числе здесь, в Сколково. Во-вторых, на основании того анализа, с которым я ознакомился, можно говорить о наличии очевидных барьеров, которые следовало бы убрать без ущерба для безопасности и качества регулирования».
Последний тезис в ходе круглого стола звучал не раз. Отсутствие в законодательстве самого понятия беспилотного транспортного средства является одной из главных проблем, препятствующих широкому использованию автономных автомобилей в России. В соответствии с Венской конвенцией о дорожном движении управление беспилотным транспортом должно в обязательном порядке контролироваться человеком, находящимся за рулем и следящим за правильностью работы всех систем автопилота.
Старший вице-президент Фонда «Сколково» по инновациям Кирилл Каем отметил, что с пробелами в нормативном регулировании, определяющем развитие беспилотного транспорта, сталкиваются и стартапы «Сколково», и зрелые компании из числа партнеров Фонда.
«Сложилась парадоксальная ситуация, отсылающая нас к публикациям, которые появлялись на заре эпохи автомобилизации. Их авторы пугали физиологическими последствиями езды на скорости более 30-ти км/час – дескать, это может привести к тому, что человек задохнется из-за скорости набегающего на него потока воздуха, – провел аналогию г-н Каем. – Беспилотные автомобили – это та сфера, для которой законодательное регулирование пока является серьезным вызовом».
Устранением правовой неопределенности занимаются, в частности, в рамках профильной дорожной карты НТИ по направлению «Автонет».
«В развитии системы испытаний мы сделали серьезный шаг: подписано постановление правительства о проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств в Москве и Республике Татарстан с 1 декабря 2018 года по 1 марта 2022 года, – рассказал замминистра промышленности и торговли Российской Федерации Александр Морозов. – По результатам этих испытаний будут уточнены технические требования к автоматизированной системе вождения для разработки технических регламентов и документов по стандартизации. В настоящее время в правительстве находится разработанный Минпромторгом проект постановления, в том числе предусматривающий расширение области применения эксперимента».
Наиболее продвинутой страной с точки зрения наличия беспилотников на дорогах являются США. Ежедневно по дорогам там передвигаются около 1,5 тысяч автомобилей нескольких десятков производителей, следует из данных, обнародованных на круглом столе директором по развитию бизнеса Яндекса Артемом Фокиным.
На международном уровне остаются нерешенными четыре основных блока вопросов, рассказал Александр Морозов. Один из них связан с тем, кто несет ответственность в случае ДТП бесплотной машины (пока существуют две рабочие версии – владелец ПО и владелец автомобиля), а три других – с персональными данными.
«Беспилотный автомобиль, чтобы передвигаться по дорогам, должен собирать огромное количество информации о дорожной ситуации и целях поездки, а затем передавать эту информацию в управляющую компанию. Вместе с тем, есть очень четкие требования, связанные с деперсонализацией данных, – отметил замминистра. – Впрочем, это относится не только к беспилотным машинам. Сбором данных заняты и автомобили последнего поколения».
Так, рассказал г-н Морозов, одна из моделей Kia в фоновом режиме собирает данные с 38 агрегатов и отправляет их на серверы компании-производителя.
Подводя итоги обсуждения, Аркадий Дворкович среди прочего призвал обобщить данные, накопленные к настоящему моменту бизнесом и регулирующими органами, которые вовлечены в развитие беспилотных технологий.
«У всех разная оценка существующего опыта. Необходимо его обобщить и сформировать общее видение того, куда мы движемся. В этой связи я полностью поддерживаю трек виртуального моделирования, так как значительную часть пути можно проделать не на реальном полигоне, а в виртуальном формате, на основе машинного анализа огромного массива данных».
Похожие технологии, отметил А. Дворкович, хорошо зарекомендовали себя в медицине – они не подменяют собой решение врача, но существенно облегчают принятие им решения.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев