Он не кусается: как сделать промышленных роботов безопасными для рабочих
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Мы уже рассказывали, что встреча людей и машин на производстве в основном заканчивается миром. Где-то эффективнее автоматизировать производственные задачи, но во многих сферах по-прежнему полезнее делать ставку на одушевлённый пролетариат, но в целом роботы и люди всё теснее сотрудничают на фабриках, работая буквально бок о бок. Возникает вопрос: как сделать так, чтобы машины случайно не навредили человеку?
Рассказываем историю проблемы, в которой уже пролилась первая кровь, а также о технологиях, предотвращающих эти неприятные столкновения.
Ещё при жизни фантаста и футуролога Айзека Азимова, сформулировавшего три закона мирного сосуществования робота и человека, нашлась машина, которая их нарушила.
Кстати, если кто забыл, законы простые:
- Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
- Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому закону.
- Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму законам.
Чем меньше расстояние между людьми и роботами, тем больше риск несчастных случаев. Для обеспечения безопасности требуется тщательный менеджмент, включающий разделение робота и рабочей зоны. Источник: Toshiba
25 января 1979 года в городе Флэт-Рок (шт. Мичиган, США) 25-летнему рабочему склада фабрики «Форд» Роберту Уильямсу поручили извлечь детали, хранившиеся на огромном стеллаже, который в то же время обслуживала пятиуровневая машина-манипулятор. Она была разработана компанией Litton Industries для перемещения болванок на складе. Часть машины представляла собой однотонные транспортные средства для перевозки — тележки на резиновых колесах, оснащенные механическими манипуляторами для перемещения болванок. Уильямса отправили сделать работу, с которой не справился робот — какие-то детали остались без внимания машины. Рабочий забрался на третий уровень стеллажа и начал выполнять задачу. Тем временем здесь же появилась одна из тележек, которая ударом манипулятора мгновенно убила рабочего, не заметившего её приближения. Тело Уильямса оставалось на полке полчаса, пока его не обнаружили рабочие. Робот буднично продолжал перемещать болванки. Родные рабочего отсудили 10 млн долларов ущерба, а Уильямс, сам об этом уже не узнав, вошёл в историю как первая жертва робота.
Символично, что смерть Уильямса случилась в годовщину премьеры пьесы Карела Чапека «Россумские универсальные роботы», которая состоялась в 1921 году. Именно это произведение дало нам понятие «робот», а также первое описание тотального уничтожения человечества восставшими машинами.
Впрочем, назвать смерть Роберта Уильямса убийством — это значит допустить большое преувеличение, ведь у фабричной машины не было главного «квалифицирующего признака» умышленного убийства — мотива. И даже в июле 2016 года, когда полицейский робот со взрывчаткой был использован для ликвидации преступника в Далласе (шт. Техас, США), действиями машины все ещё руководил человек.
Часто ли роботы наносят вред человеку?
Хотя все роботы за исключением военных проектируются так, чтобы ни одно из правил Азимова нарушено не было, полностью избежать жертв не удаётся. Много ли их? Статистику драматичных инцидентов с роботами нельзя назвать обширной, хотя травмы и даже убийства с участием машин происходят регулярно.
Согласно исследованию, проведённому Управлением по безопасности и гигиене труда США (Occupational Safety and Health Administration — OSHA), промышленные роботы стали причиной не менее 33 случаев смерти и травм на рабочем месте в этой стране за 30 лет. Однако есть и более мрачные данные. В 2013 году германские страховые компании подсчитали, что каждый год в ФРГ происходит порядка 100 инцидентов с промышленными роботами.
В более раннем исследовании 1987 года, охватившем предприятия из США, ФРГ, Швеции и Японии, установлено, как именно роботы вредили рабочим: в 56% случаев они наносили проникающие ранения, в 44% — удары. Большинство несчастных случаев были вызваны плохой организацией рабочего места (20 из 32 проанализированных инцидентов), а человеческие ошибки спровоцировали только 13 неприятных ситуаций.
Есть статистические данные о неудачном использовании роботов в отдельных сферах их применения. К примеру, как принято говорить у медиков, «своё кладбище открыли» медицинские коботы: в 2013 году команда учёных проанализировала статистику Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (US Food and Drug Administration, FDA) и обнаружила, что с 2000 по 2013 год во время хирургических операций, которым ассистировали роботы, произошли 144 смерти, 1 391 травма и 8 тыс. неисправностей устройств. Среди них две смерти и 52 ранения были вызваны самопроизвольным отключением робота во время операции или совершения им неправильного движения. Одна смерть и 119 травм произошли из-за того, что элементы робота или удерживаемой им оснастки падали на пациента.
Почему роботы стали опаснее?
Основная и почти философская проблема: роботы не осознают себя частью мира, и соответственно, могут быть опасны для окружающих. Однако если 20–40 лет назад робот был электромеханической машиной с очень ограниченным кругом повторяющихся задач, и его можно было буквально «держать в клетке», то есть ограничить к нему доступ, чтобы он случайно никому не навредил, то сегодня ситуация меняется. Чтобы роботы заменили отдельных работников либо дополнили их возможности своими, машины приходится выпускать из клеток. За одним конвейером могут трудиться одновременно два сортировщика — живой и механический. Более того, роботы становятся многозадачными, для чего им нужно передвигаться по цеху.
Соответственно, образуется единое рабочее пространство человека и машины, в котором может случиться всякое.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев