1000 тонн регенерированного урана из Франции везут в Россию. Что это значит?

Автор: Дмитрий Горчаков. Тут потихоньку начинается новая волна шума по поводу ввоза в Россию регенирированного урана из Франции. Похожая история была два года назад при ввозе урановых «хвостов» или ОГФУ из Германии. Увидев на днях в твиттере французского Гринпис фото с их акции в Париже, понял, что скоро новости пойдут и у нас. Так и случилось.

Пошли громкие заголовки про ввоз ядерных отходов и превращение России в ядерную свалку. Росатом довольно оперативно, в течение суток, ответил публикацией успокаивающих заявлений в РИА. Твиттер бурлит про то что все пропало, все заняты и делают вид что понимают что просходит. У меня много вопросов, но погружаться в поиск ответов особо некогда.

Тем не менее у меня попросило комментарий издание Сибирь.Реалии, и я его дал (вот ссылка на вышедший материал), с учетом того что знал и что понял из доступной информации при беглом изучении. Привожу ниже в полном виде вопросы издания и мои ответы, существенно дополненные за прошедший день данными, цифрами и ссылками.

1. Что именно, по последним данным, в каких количествах и куда точно в Сибири французская ядерная компания Orano планирует вывезти?

Судя по всему, речь идет о регенерированном уране – т.е. уране, выделенном из отработавшего ядерного топлива АЭС, после переработки этого топлива. Франция является одним из мировых лидеров по объему перерабатываемого ядерного топлива, причем не только своего, но и со многих АЭС из других стран Европы и мира. Она выделяет из него полезные компоненты, уран и плутоний, для дальнейшего использования. Ежегодно при переработке во Франции получается около 1000 т. регенерированного урана, а общие его запасы составляют около 33 тыс.т. Суммарные мощности завода по переработке ОЯТ во Франции около 1700 т/год, в то время как мощности российского комбината «Маяк» всего 400 т/год.

Регенерированный уран – ценный ресурс, поскольку в нем может быть еще высоко содержание полезного изотопа уран-235. В свежем топливе типичного ВВЭР/PWR реактора около 5% изотопа уран-235. В отработавшем его остается до 1%, что может быть даже выше, чем в природном уране, где его 0,7%. При этом массу ОЯТ по прежнему на 94% составляет уран, который можно вернуть в топливный цикл.

Однако регенерированный уран содержит еще изотопы урана-232 (с гамма-излучающими дочерними нуклидами) и урана-236 (поглотитель нейтронов), которые немного усложняют работу с ним. Тем не менее, опыт его использования накоплен.

uran1.pngБаланс изотопов в топливе обычного ВВЭР/PWR реактора.

По данным World Nuclear Association в Великобритании было повторно использовано для производства ядерного топлива 16 тыс. т. регенерированного урана. В Бельгии, Франции, Германии и Швейцарии – более 8000 тонн регенерированного урана. В Японии и Индии – по 250–330 т. В России уже давно используется полученный при переработке отработавшего топлива регенерированный уран для создания топлива реакторов РБМК. По данным WNA, в России таким образом переработано уже более 2500 т регенерированного урана. При этом запасов такого урана (по этому документу МАГАТЭ, пусть 10-летней давности) у нас в отличие от Франции, Великобритании и Японии, нет, т.к. все идет сразу в дело.

Кроме того, по данным WNA, уже есть опыт поставки регенерированного урана из Франции в Россию для обогащения и изготовления нового топлива для французских АЭС. Росатом подтверждает это, говоря о 35-летнем опыте использования регенерированного урана как для российских, так и для западных АЭС. Помимо России обогащением регенерированного урана занимаются еще и Нидерланды.

По заявлениям французской компании Orano, которое приводит Гринпис в своем опубликованном заявлении, в конце 2020 года она продала Росатому чуть более 1000 т регенерированного урана. Там же сообщается, что этот уран будет использован для дообогащения и производства топлива для российских реакторов. Это же подтверждается в заявлении предствителей Росатома, опубликованном в РИА – что этот уран пойдет на собственные нужды атомной энергетики России.

Так что скорее всего речь идет не о контракте на дообогащение урана (хотя такой с французами тоже есть – о нем чуть ниже), как было пару лет назад в истории со ввозом обедненного гексафторида урана (см. серию публикаций об этом), а о непосредственной закупке уранового сырья для самого Росатома.

Подробнее
Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (4 votes)
Источник(и):

Хабр